Рустранском ждет роста перевозок зерна из-за девальвации и Украины
Занимающий 75 процентов рынка железнодорожных перевозок зерна частный холдинг Рустранском вышел почти на
Занимающий 75 процентов рынка железнодорожных перевозок зерна частный холдинг Рустранском вышел почти на
«Мы надеемся на то, что российский экспорт, а это 50 процентов объема наших перевозок, будет стимулирован той динамикой соотношения рубля к мировой валюте, которая сегодня есть», — сказал Засов в интервью Рейтер.
«С учетом курсовых разниц будет больше активность экспортеров», — сказал он, не взявшись прогнозировать цены.
Рустранском, который владеет контрольными долями в перевозчике зерна Русагротранс, а также в Грузовой компании,
Выручка Рустранскома в 2013 году снизилась на 28 процентов до $612 миллионов, EBITDA — на шесть процентов до $300 миллионов. Таким образом, рентабельность по EBITDA Рустранскома выросла за год до 49 с 37 процентов.
В прошлом году холдинг перевез 29,8 миллиона тонн грузов. На результаты 2012 года повлиял отложенный спрос, вызванный эмбарго на экспорт зерна, отметил представитель компании. Эмбарго действовало с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года.
МИНУС УКРАИНА
Политический и следующий за ним экономический кризис на Украине, являющейся крупным экспортером зерна, не повлияет на рынок перевозок зерна, на котором работает Русагротранс, и может даже простимулировать перевозки, сказал Засов.
«Российское сельское хозяйство развивается самостоятельно, поэтому я думаю, что никаких потрясений, изменений ситуация на Украине для российского рынка сельскохозяйственной логистики не принесет», — сказал он.
«Российское зерно в Причерноморье конкурирует с украинским, поэтому я думаю, что если ситуация будет оставаться нестабильной, то российский экспорт будет более востребован».
По данным Минсельхоза РФ, в 2013 году урожай зерна в России составил 91,3 миллиона тонн, из которых, по официальному прогнозу, до конца июня будет экспортировано 20 миллионов тонн.
«Мы надеемся, что этот год будет лучше прошлого», — сказал Засов.
Русагротранс прогнозирует, что в этом году в РФ будет собрано не менее 95 миллионов тонн зерна.
По оценке Русагротранса, железными дорогами в РФ перевозится около половины всех объемов зерна и продуктов перемола, при этом Русагротранс занимает около 75 процентов рынка железнодорожных перевозок.
Холдинг Рустранском, который в конце 2012 года получил в собственность 100 процентов акций Русагротранса, управляет парком примерно в 50.000 вагонов, 90 процентов которых — в собственности, остальные — в финансовом лизинге и аренде. Основной парк — вагоны хопперы для перевозки зерна и другой сельскохозяйственной продукции — насчитывает около 30.000 вагонов.
ВАГОНЫ БЕЗ ДРАЙВЕРОВ
Ранее Русагротранс сообщал, что планирует потратить около 8 миллиардов рублей до 2016 года на обновление вагонного парка.
Эти параметры сохраняются, в этом году Рустранском планирует купить около 1.700 вагонов (в том числе 1.000 зерновозов и 700 лесовозов), потратив до 2 миллиардов рублей, сказал Засов.
Но, имея отношение долга к EBITDA 1,8 (около $540 миллионов в рублях), компания пока не планирует крупных заимствований, поскольку не рассматривает серьезных приобретений.
«Того парка, который у нас сегодня есть, более чем достаточно для того, чтобы обеспечить существующие заявки».
«Весь вагонный рынок является профицитным в той или иной степени, поэтому наполнять рынок профицитными вагонами — это странно», — сказал он, добавив, что в этом году избыточны около 10 процентов зерновозов.
Засов не видит факторов для роста объемов всех железнодорожных перевозок в РФ в 2014 году:
«Не видно, что явилось бы драйвером активного роста. Есть отдельные сегменты, которые, наверно, будут развиваться чуть быстрее», — сказал он, упомянув перевозки сжиженного газа и растительных масел.
Засов говорит, что Рустранском готов инвестировать в локомотивы для того, чтобы сдавать их в аренду по предложению РЖД.
«Можем предоставить от 20 до 30 машин в аренду», — сказал он.
ДЕНЬГИ ПОКА НЕ НУЖНЫ
Рустранском, в начале формирования холдинга заявивший о планах размещения акций на бирже, сейчас от этих намерений не отказывается, намечая IPO на период после 2015–2016 годов.
«Наверное, начиная с 15–16 года, когда нам нужно будет выполнять план реновации подвижного состава, мы будем рассматривать возможность IPO как одну из возможностей привлечения инвестиций в компанию», — сказал Засов, отметив, что около 80 процентов от объема размещения должны быть размещены через допэмиссию, чтобы компания получила средства для развития.
«Компания полностью готова (к IPO), у нас сегодня есть вся отчетность по МСФО, проаудированная одним из аудиторов большой четверки. У нас нет сильной потребности», — сказал он.
Формирование железнодорожного холдинга, сравнявшегося по числу вагонов с крупнейшими российскими операторами, фактически, закончено, крупных приобретений Рустранском в ближайшее время делать не планирует, рассказал Засов.
Кроме крупнейшего в РФ частного оператора Первой грузовой компании (ПГК), имеющего 195.000 вагонов, на рынке РФ работают также два крупных игрока Globaltrans (65.000 вагонов) и Нефтетранссервис (59.000).
По словам Засова, у Рустранскома нет планов выходить и в новые близкие по профилю виды бизнеса, такие как хранение и перевалка зерна.
«У нас есть совместная программа (по развитию элеваторных мощностей) с Минсельхозом, с Объединенной зерновой компанией (ОЗК), с (международным трейдером) Glencore и со всеми „мейджорами“ рынка. Но пока мы инвестируем в это скидку с собственного тарифа — мы стимулируем наших отправителей развивать собственные элеваторные мощности».
«Если мы будем видеть, что
Портовые перевалочные мощности компании также интересны, но планов строительства собственных портов у Рустранскома нет:
«Для нас сегодня самое главное, чтобы портовая инфраструктура была доступной и ее было много. Чтобы это не являлось сдерживающим фактором. На сегодня есть своего рода баланс, поэтому, возможно, мы будем принимать участие в
(Глеб Столяров)