Рустранском ждет роста перевозок зерна из-за девальвации и Украины

Дата новости: 13/03/2014

Занимающий 75 процентов рынка железнодорожных перевозок зерна частный холдинг Рустранском вышел почти на 50-процентную рентабельность по EBITDA в 2013 году и рассчитывает улучшить показатели в этом году.

Занимающий 75 процентов рынка железнодорожных перевозок зерна частный холдинг Рустранском вышел почти на 50-процентную рентабельность по EBITDA в 2013 году и рассчитывает улучшить показатели в этом году, в том числе благодаря девальвации рубля и кризису на Украине, рассказал Рейтер гендиректор основной компании холдинга Русагротранса и совладелец Рустранскома Константин Засов.

«Мы надеемся на то, что российский экспорт, а это 50 процентов объема наших перевозок, будет стимулирован той динамикой соотношения рубля к мировой валюте, которая сегодня есть», — сказал Засов в интервью Рейтер.

«С учетом курсовых разниц будет больше активность экспортеров», — сказал он, не взявшись прогнозировать цены.

Рустранском, который владеет контрольными долями в перевозчике зерна Русагротранс, а также в Грузовой компании, А-трансе, ЛП трансе и Транслесе, в равных долях принадлежит Засову и его партнеру Константину Синцову, рассказал Засов.

Выручка Рустранскома в 2013 году снизилась на 28 процентов до $612 миллионов, EBITDA — на шесть процентов до $300 миллионов. Таким образом, рентабельность по EBITDA Рустранскома выросла за год до 49 с 37 процентов.

В прошлом году холдинг перевез 29,8 миллиона тонн грузов. На результаты 2012 года повлиял отложенный спрос, вызванный эмбарго на экспорт зерна, отметил представитель компании. Эмбарго действовало с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года.

МИНУС УКРАИНА

Политический и следующий за ним экономический кризис на Украине, являющейся крупным экспортером зерна, не повлияет на рынок перевозок зерна, на котором работает Русагротранс, и может даже простимулировать перевозки, сказал Засов.

«Российское сельское хозяйство развивается самостоятельно, поэтому я думаю, что никаких потрясений, изменений ситуация на Украине для российского рынка сельскохозяйственной логистики не принесет», — сказал он.

«Российское зерно в Причерноморье конкурирует с украинским, поэтому я думаю, что если ситуация будет оставаться нестабильной, то российский экспорт будет более востребован».

По данным Минсельхоза РФ, в 2013 году урожай зерна в России составил 91,3 миллиона тонн, из которых, по официальному прогнозу, до конца июня будет экспортировано 20 миллионов тонн.

«Мы надеемся, что этот год будет лучше прошлого», — сказал Засов.

Русагротранс прогнозирует, что в этом году в РФ будет собрано не менее 95 миллионов тонн зерна.

По оценке Русагротранса, железными дорогами в РФ перевозится около половины всех объемов зерна и продуктов перемола, при этом Русагротранс занимает около 75 процентов рынка железнодорожных перевозок.

Холдинг Рустранском, который в конце 2012 года получил в собственность 100 процентов акций Русагротранса, управляет парком примерно в 50.000 вагонов, 90 процентов которых — в собственности, остальные — в финансовом лизинге и аренде. Основной парк — вагоны хопперы для перевозки зерна и другой сельскохозяйственной продукции — насчитывает около 30.000 вагонов.

ВАГОНЫ БЕЗ ДРАЙВЕРОВ

Ранее Русагротранс сообщал, что планирует потратить около 8 миллиардов рублей до 2016 года на обновление вагонного парка.

Эти параметры сохраняются, в этом году Рустранском планирует купить около 1.700 вагонов (в том числе 1.000 зерновозов и 700 лесовозов), потратив до 2 миллиардов рублей, сказал Засов.

Но, имея отношение долга к EBITDA 1,8 (около $540 миллионов в рублях), компания пока не планирует крупных заимствований, поскольку не рассматривает серьезных приобретений.

«Того парка, который у нас сегодня есть, более чем достаточно для того, чтобы обеспечить существующие заявки».

«Весь вагонный рынок является профицитным в той или иной степени, поэтому наполнять рынок профицитными вагонами — это странно», — сказал он, добавив, что в этом году избыточны около 10 процентов зерновозов.

Засов не видит факторов для роста объемов всех железнодорожных перевозок в РФ в 2014 году:

«Не видно, что явилось бы драйвером активного роста. Есть отдельные сегменты, которые, наверно, будут развиваться чуть быстрее», — сказал он, упомянув перевозки сжиженного газа и растительных масел.

Засов говорит, что Рустранском готов инвестировать в локомотивы для того, чтобы сдавать их в аренду по предложению РЖД.

«Можем предоставить от 20 до 30 машин в аренду», — сказал он.

ДЕНЬГИ ПОКА НЕ НУЖНЫ

Рустранском, в начале формирования холдинга заявивший о планах размещения акций на бирже, сейчас от этих намерений не отказывается, намечая IPO на период после 2015–2016 годов.

«Наверное, начиная с 15–16 года, когда нам нужно будет выполнять план реновации подвижного состава, мы будем рассматривать возможность IPO как одну из возможностей привлечения инвестиций в компанию», — сказал Засов, отметив, что около 80 процентов от объема размещения должны быть размещены через допэмиссию, чтобы компания получила средства для развития.

«Компания полностью готова (к IPO), у нас сегодня есть вся отчетность по МСФО, проаудированная одним из аудиторов большой четверки. У нас нет сильной потребности», — сказал он.

Формирование железнодорожного холдинга, сравнявшегося по числу вагонов с крупнейшими российскими операторами, фактически, закончено, крупных приобретений Рустранском в ближайшее время делать не планирует, рассказал Засов.

Кроме крупнейшего в РФ частного оператора Первой грузовой компании (ПГК), имеющего 195.000 вагонов, на рынке РФ работают также два крупных игрока Globaltrans (65.000 вагонов) и Нефтетранссервис (59.000).

По словам Засова, у Рустранскома нет планов выходить и в новые близкие по профилю виды бизнеса, такие как хранение и перевалка зерна.

«У нас есть совместная программа (по развитию элеваторных мощностей) с Минсельхозом, с Объединенной зерновой компанией (ОЗК), с (международным трейдером) Glencore и со всеми „мейджорами“ рынка. Но пока мы инвестируем в это скидку с собственного тарифа — мы стимулируем наших отправителей развивать собственные элеваторные мощности».

«Если мы будем видеть, что где-то их недостаточно, или они отсутствуют, а спрос для этого там есть, то мы придем сами с инвестициями в эти регионы».

Портовые перевалочные мощности компании также интересны, но планов строительства собственных портов у Рустранскома нет:

«Для нас сегодня самое главное, чтобы портовая инфраструктура была доступной и ее было много. Чтобы это не являлось сдерживающим фактором. На сегодня есть своего рода баланс, поэтому, возможно, мы будем принимать участие в каких-то существующих проектах. Мы думаем, смотрим, ведем дискуссию».

(Глеб Столяров)

Источник: Reuters.com
Вернуться к списку новостей