Железнодорожная погрузка в марте 2019 года
Дата новости: 08/04/2019
Февраль показал весьма скромный результат: прирост составил всего 0,1%. Причем, необходимо учитывать, что в ОАО «РЖД» стали учитывать в структуре сетевой погрузки грузовую базу Якутии, без этого показатель погрузки оказался бы на 0,1% меньше, чем в 2018 года, справедливо заметила заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова.
В феврале ОАО «РЖД» провела переговоры с якорными грузоотправителями о потенциале увеличения предъявления грузов к перевозке. Такие резервы, как свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках «Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте», имеются. Вопрос заключается в том, что вагоны требуются в нужное время в определенном месте. Однако они в ряде случаев там не оказываются. В итоге клиент и хотел бы отправить дополнительные партии грузов, но не имеет такой возможности.
По данным Л. Коробейниковой, отправители выразили готовность дополнительно выдать к транспортировке в феврале более 660 тыс. т готовой продукции (10,8 тыс. вагонов) при условии снижения ставки предоставления подвижного состава.
Клиенты намерены вести переговоры о понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Однако не все могут их получить. В итоге март обеспечил довольно скромную прибавку на уровне +0,5% к аналогичному периоду прошлого года. Всего было, по оценке ИПЭМ, отправлено 1,8 млн вагонов.
Аналитики ожидают замедленный рост
Это заставляет всерьез прислушаться к прогнозам ряда экспертов в сфере логистики и управления цепями поставок, которые утверждают, что текущем году не стоит ждать сохранения динамики погрузки на уровне прошлого года. Она может оказаться в пределах +0,1% – +1%, а грузооборота – +2,1% – +2,6% к 2018 году.
«Следует приготовиться к снижению реальных темпов роста рынка транспортно-экспедиционного обслуживания в целом», – считает партнер исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. По ее словам, основными факторами, под влиянием которых может складываться данная тенденция, являются низкие темпы роста ВВП, инвестиционного и потребительского спроса внутри РФ, замедление мировой экономики и торговли.
Особо отмечается усиление влияния на отечественную экономику санкций со стороны США и ЕС, последствия которых в текущем году могут ощутить на себе крупные банки и энергетический сектор. На поиск обходных маневров может потребоваться время. Подобные обстоятельства заставляют рынки сжиматься.
Уголь по-прежнему в цене
Одним из драйвером погрузки в I квартале 2019 году стал каменный уголь: его отправлено по сети РЖД 97,1 млн т (+2,3% к аналогичному периоду 2018 года). Это больше, чем рост объемов добычи сырья: за тот же период его производство, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, составило 108,09 млн т (+1,4% соответственно).
Таким образом, добытый уголь отправляли фактически с колес. Складские запасы держались минимальными. Значительные объемы угля уходили на внутренний рынок, но рост все-таки обеспечил экспорт. Через морские порты РФ угля было отправлено на 11,7% больше, чем январь-март прошлого года.
В частности, 1 апреля станция Лужская установила рекорд выгрузки 4059 вагонов в сутки. А в марте среднесуточная выгрузка на этой станции была выше уровня того же месяца прошлого года на 8%.
Правда, динамика погрузки каменного угля на различных железных дорогах оказалась неравномерной. Например, на Западно-Сибирской железной дороге его погрузили 60,4 млн т, что на 0,2% больше, чем за I квартал 2018 года. На Восточно-Сибирской магистрали эти показатели составили соответственно 7,3 млн т и -0,9%.
Как ожидается, в среднесрочной перспективе рост погрузки угля продолжится за счет увеличения экспорта. Об этом, в частности сообщил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
Нефть приросла на скидках
Другим драйвером стали нефтепродукты: их погружено 60,6 млн т (+0,8%). В частности, погрузка нефти и нефтепродуктов в цистернах выросла со станций Новая Еловка, Уяр, Итат на полигоне Красноярской железной дороги.
Во многом прибавке в объемах перевозок способствовало предоставление скидок к тарифам ОАО «РЖД» по целому ряду направлений. В основном удается привлечь на сеть дополнительные объемы нефтепродуктов.
«Бесконечно строить нефтепроводы никто не будет, хотя транспортировка по ним одной тонны груза и обходится дешевле. Готовая продукция нефтяной отрасли все равно останется добычей железной дороги», – отметил профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Андрей Голубчик. В этом отношении стратегия, выбранная ОАО «РЖД» совместно с крупными операторами представляется верной.
Начальник отдела организации перевозок наливных грузов Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Сергей Семенкин уточнил, что это основная часть экспортных нефтяных грузов концентрируется на трех направлениях – Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. Иными словами, нефтепродукты шли прежде всего на экспорт через морские порты. Через них данной номенклатуры в январе-марте 2019 года было перевалено на 6,5% больше, чем за тот же период прошлого года.
Руда в плюсе, металл – в минусе
Грузы ГМК продемонстрировали разнонаправленный характер. Заметно выросла погрузка руды железной и марганцевой – до 29,3 млн т (+7,7%).
Это связано с благоприятной мировой конъюнктурой, благодаря чему через российские морские порты руды было отправлено на 23,1% больше, чем за аналогичный период 2018-го.
Под влиянием мирового спроса ряд предприятий увеличил добычу руды. Например, наращивание производственных мощностей Яковлевского рудника и Лебединского горнообогатительного комбината обеспечило солидную прибавку в погрузке на Юго-Восточной железной дороге.
Однако погрузка черных металлов сократилась до 19,4 млн т (-1,7%). Это связано с неблагоприятной внешней конъюнктурой, которую металлурги постарались компенсировать за счет увеличения выручки от продаж на внутреннем рынке. В итоге это привело к заметному росту цен на металлоизделия.
Обычно это приводит к спаду на внутреннем рынке. Тем не менее, в 2019 году ряд крупных игроков в России намерены ввести в строй дополнительные мощности по производству сортового и листового проката, трубной продукции и металлоизделий, что, по идее, может привести к росту железнодорожной погрузки.
Исключение составила погрузка лома. Как заявил директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев, нарастающий в последние годы недостаток лома как базового сырья для обеспечения загрузки электросталеплавильных мощностей вынуждает отечественные предприятия, использующие лом в своих производствах, поддерживать временное ограничение его экспорта из РФ в страны, не являющиеся членами ЕАЭС.
Такой запрет предложено ввести с лета текущего года. Сейчас ломозаготовители спешат вывезти сырье за рубеж. И погрузка лома черных металлов составила 2,8 млн т (+12,3%).
Скольжение вниз
Среди других номенклатур, способствовавших росту погрузки, – минудобрения (15,5 млн т, +1,4%), а также – цемент (4,6 млн т, +2,3%). Если минудобрения растут под влиянием внутреннего и внешнего спроса на эту продукцию, то увеличение погрузки цемента выглядит необычным. Ранее погрузка цемента снижалась. А сейчас, по-видимому, этот показатель достигнут на фоне низкой базы.
Ведь по минерально-строительным грузам I квартал не продемонстрировал ничего нового. Тенденция к спаду потребления щебня по железной дороге продолжается (27,2 млн т, -5,3%). Между тем, в половине федеральных округов потребление щебня по сравнению с прошлым годом увеличилось. В частности, спрос на него увеличился в Северо-Кавказском ФО. Прирост зафиксирован в Центре и на Северо-Западе РФ. Тем не менее, сеть РЖД продолжает терять эту номенклатуру.
В минус в январе-марте 2019 года ушли и целый ряд других номенклатур: лесных грузов (-3,2%), зерно (-15,4%), цветная руда (-3,1%), химикаты и сода (-3%), промышленное сырье и формовочные материалы (-4,8%).
Автор: Александр Солнцев
В феврале – марте 2019 года погрузка выросла до 318,7 млн т, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2018-го.
Напомним, что некоторый всплеск динамики погрузки отмечался в январе (+1,6% к тому же месяцу прошлого года), когда сработал эффект отложенного спроса по отправкам грузов в декабре.Февраль показал весьма скромный результат: прирост составил всего 0,1%. Причем, необходимо учитывать, что в ОАО «РЖД» стали учитывать в структуре сетевой погрузки грузовую базу Якутии, без этого показатель погрузки оказался бы на 0,1% меньше, чем в 2018 года, справедливо заметила заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова.
В феврале ОАО «РЖД» провела переговоры с якорными грузоотправителями о потенциале увеличения предъявления грузов к перевозке. Такие резервы, как свидетельствуют опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках «Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте», имеются. Вопрос заключается в том, что вагоны требуются в нужное время в определенном месте. Однако они в ряде случаев там не оказываются. В итоге клиент и хотел бы отправить дополнительные партии грузов, но не имеет такой возможности.
По данным Л. Коробейниковой, отправители выразили готовность дополнительно выдать к транспортировке в феврале более 660 тыс. т готовой продукции (10,8 тыс. вагонов) при условии снижения ставки предоставления подвижного состава.
Клиенты намерены вести переговоры о понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01. Однако не все могут их получить. В итоге март обеспечил довольно скромную прибавку на уровне +0,5% к аналогичному периоду прошлого года. Всего было, по оценке ИПЭМ, отправлено 1,8 млн вагонов.
Аналитики ожидают замедленный рост
Это заставляет всерьез прислушаться к прогнозам ряда экспертов в сфере логистики и управления цепями поставок, которые утверждают, что текущем году не стоит ждать сохранения динамики погрузки на уровне прошлого года. Она может оказаться в пределах +0,1% – +1%, а грузооборота – +2,1% – +2,6% к 2018 году.
«Следует приготовиться к снижению реальных темпов роста рынка транспортно-экспедиционного обслуживания в целом», – считает партнер исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. По ее словам, основными факторами, под влиянием которых может складываться данная тенденция, являются низкие темпы роста ВВП, инвестиционного и потребительского спроса внутри РФ, замедление мировой экономики и торговли.
Особо отмечается усиление влияния на отечественную экономику санкций со стороны США и ЕС, последствия которых в текущем году могут ощутить на себе крупные банки и энергетический сектор. На поиск обходных маневров может потребоваться время. Подобные обстоятельства заставляют рынки сжиматься.
Уголь по-прежнему в цене
Одним из драйвером погрузки в I квартале 2019 году стал каменный уголь: его отправлено по сети РЖД 97,1 млн т (+2,3% к аналогичному периоду 2018 года). Это больше, чем рост объемов добычи сырья: за тот же период его производство, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, составило 108,09 млн т (+1,4% соответственно).
Таким образом, добытый уголь отправляли фактически с колес. Складские запасы держались минимальными. Значительные объемы угля уходили на внутренний рынок, но рост все-таки обеспечил экспорт. Через морские порты РФ угля было отправлено на 11,7% больше, чем январь-март прошлого года.
В частности, 1 апреля станция Лужская установила рекорд выгрузки 4059 вагонов в сутки. А в марте среднесуточная выгрузка на этой станции была выше уровня того же месяца прошлого года на 8%.
Правда, динамика погрузки каменного угля на различных железных дорогах оказалась неравномерной. Например, на Западно-Сибирской железной дороге его погрузили 60,4 млн т, что на 0,2% больше, чем за I квартал 2018 года. На Восточно-Сибирской магистрали эти показатели составили соответственно 7,3 млн т и -0,9%.
Как ожидается, в среднесрочной перспективе рост погрузки угля продолжится за счет увеличения экспорта. Об этом, в частности сообщил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
Нефть приросла на скидках
Другим драйвером стали нефтепродукты: их погружено 60,6 млн т (+0,8%). В частности, погрузка нефти и нефтепродуктов в цистернах выросла со станций Новая Еловка, Уяр, Итат на полигоне Красноярской железной дороги.
Во многом прибавке в объемах перевозок способствовало предоставление скидок к тарифам ОАО «РЖД» по целому ряду направлений. В основном удается привлечь на сеть дополнительные объемы нефтепродуктов.
«Бесконечно строить нефтепроводы никто не будет, хотя транспортировка по ним одной тонны груза и обходится дешевле. Готовая продукция нефтяной отрасли все равно останется добычей железной дороги», – отметил профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Андрей Голубчик. В этом отношении стратегия, выбранная ОАО «РЖД» совместно с крупными операторами представляется верной.
Начальник отдела организации перевозок наливных грузов Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Сергей Семенкин уточнил, что это основная часть экспортных нефтяных грузов концентрируется на трех направлениях – Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. Иными словами, нефтепродукты шли прежде всего на экспорт через морские порты. Через них данной номенклатуры в январе-марте 2019 года было перевалено на 6,5% больше, чем за тот же период прошлого года.
Руда в плюсе, металл – в минусе
Грузы ГМК продемонстрировали разнонаправленный характер. Заметно выросла погрузка руды железной и марганцевой – до 29,3 млн т (+7,7%).
Это связано с благоприятной мировой конъюнктурой, благодаря чему через российские морские порты руды было отправлено на 23,1% больше, чем за аналогичный период 2018-го.
Под влиянием мирового спроса ряд предприятий увеличил добычу руды. Например, наращивание производственных мощностей Яковлевского рудника и Лебединского горнообогатительного комбината обеспечило солидную прибавку в погрузке на Юго-Восточной железной дороге.
Однако погрузка черных металлов сократилась до 19,4 млн т (-1,7%). Это связано с неблагоприятной внешней конъюнктурой, которую металлурги постарались компенсировать за счет увеличения выручки от продаж на внутреннем рынке. В итоге это привело к заметному росту цен на металлоизделия.
Обычно это приводит к спаду на внутреннем рынке. Тем не менее, в 2019 году ряд крупных игроков в России намерены ввести в строй дополнительные мощности по производству сортового и листового проката, трубной продукции и металлоизделий, что, по идее, может привести к росту железнодорожной погрузки.
Исключение составила погрузка лома. Как заявил директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев, нарастающий в последние годы недостаток лома как базового сырья для обеспечения загрузки электросталеплавильных мощностей вынуждает отечественные предприятия, использующие лом в своих производствах, поддерживать временное ограничение его экспорта из РФ в страны, не являющиеся членами ЕАЭС.
Такой запрет предложено ввести с лета текущего года. Сейчас ломозаготовители спешат вывезти сырье за рубеж. И погрузка лома черных металлов составила 2,8 млн т (+12,3%).
Скольжение вниз
Среди других номенклатур, способствовавших росту погрузки, – минудобрения (15,5 млн т, +1,4%), а также – цемент (4,6 млн т, +2,3%). Если минудобрения растут под влиянием внутреннего и внешнего спроса на эту продукцию, то увеличение погрузки цемента выглядит необычным. Ранее погрузка цемента снижалась. А сейчас, по-видимому, этот показатель достигнут на фоне низкой базы.
Ведь по минерально-строительным грузам I квартал не продемонстрировал ничего нового. Тенденция к спаду потребления щебня по железной дороге продолжается (27,2 млн т, -5,3%). Между тем, в половине федеральных округов потребление щебня по сравнению с прошлым годом увеличилось. В частности, спрос на него увеличился в Северо-Кавказском ФО. Прирост зафиксирован в Центре и на Северо-Западе РФ. Тем не менее, сеть РЖД продолжает терять эту номенклатуру.
В минус в январе-марте 2019 года ушли и целый ряд других номенклатур: лесных грузов (-3,2%), зерно (-15,4%), цветная руда (-3,1%), химикаты и сода (-3%), промышленное сырье и формовочные материалы (-4,8%).
Автор: Александр Солнцев