Версия для печати

Ж/д тарифы за последние 12 лет не индексировались должным образом - Якунин

Дата новости: 08/04/2015

Железнодорожные тарифы за все время существования ОАО «Российские железные дороги» не индексировались должным образом, считает президент компании Владимир Якунин.

«Представьте себе: на протяжении 12 последних лет тарифы на перевозки ни разу не индексировали должным образом! Ну, хотя бы на уровне инфляции. По-моему, один раз было, когда мы попросили — и государство согласилось добавить немного зарплаты нашим работникам. Но потому что просили», — заявил топ-менеджер в интервью корпоративному изданию РЖД, опубликованному в среду.

С этой точки зрения, по мнению главы монополии, «ситуация не совсем корректная». «Рост производительности труда в прошлом году у нас составил больше 10%, при этом реальная заработная плата наших работников снизилась на 2,2%. А в стране средний рост производительности труда — 0,5%, при этом рост средней заработной платы — в 2,5 раза выше. Получается, что кто тянет, того и погоняют», — отметил В.Якунин.

Между тем, аналитический центр при правительстве РФ, изучив действующую систему тарифообразования в ж/д отрасли, указал на то, что «тарифы на железнодорожные грузоперевозки демонстрируют устойчивый рост и не снижались даже в кризис 2008—2009 гг.». «С 2002 по 2014 г. тарифы выросли в 4,1 раза, в то время как цены производителей в секторе обрабатывающей промышленности за этот период увеличились в 3,7 раза», — отметили эксперты, добавив, правда, что в секторе добычи полезных ископаемых цены за этот период увеличились в 6,8 раза.

«Увеличение транспортных расходов грузоотправителей создает ряд таких негативных эффектов для экономики, как повышение стоимости товаров на внутреннем рынке, снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, повышение инфляции», — говорится в бюллетене аналитического центра (подготовлен его управлением по конкурентной политике).

Кроме того, его эксперты отмечают, что, по их мнению, основным фактором, мешающим нормальному развитию сектора грузоперевозок, является «непрозрачность принципов тарифообразования». «Использование множества поправочных коэффициентов затрудняет выявление закономерности в установлении тарифов, что повышает риск предоставления необоснованных преференций отдельным участникам перевозочного процесса», — отмечает центр в своем сообщении.

Эксперты напоминают, что тарифы на грузовые ж/д перевозки повышаются «с учетом решений правительства РФ о допустимом уровне индексации тарифов на эти услуги на соответствующий период и прогноза социально-экономического развития» (его готовит министерство экономического развития РФ). При этом с 2013 г. РЖД предоставлено право изменять тарифы в рамках «ценового коридора», установленного Федеральной службы по тарифам РФ (в границах от «минус 12,8%" до «+13,4%" к действующим ставкам). В 2013 г. было объявлено о заморозке тарифов на грузовые ж/д перевозки для промышленности на 2014 г., а в 2015—2016 гг. тарифы должны были быть проиндексированы на уровень инфляции.

Кроме того, В.Якунин назвал в своем интервью «неким анахронизмом» для проектов компании действующий «процесс формирования инвестиционного бюджета в ежегодном режиме». Он «не совпадает с практикой проектного финансирования», добавил глава монополии. «Я разговаривал со своим заместителем, который отвечает за стройку: хотя решение принято на самом высоком уровне, из-за бюрократических проволочек в I квартале дело дошло до того, что подрядчикам по 3 месяца не выплачивали заработную плату», — отметил он в этой связи.

«Наша задача — находить какие-то способы это компенсировать. Это вопросы текущей деятельности руководства и правления компании, но на самом деле, как мне кажется, они выходят за рамки только одной отрасли. Хотя бы уже потому, что поиск компенсаторных механизмов для поддержания подрядчиков неизбежно обременяет весь проект новыми расходами», — добавил В.Якунин.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей