Версия для печати

Ж/д операторы готовы к 1-2%-ной допиндексации тарифов в 2017 г. с рядом условий

Дата новости: 27/10/2016

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) выступает против точечных поправок в прейскурант грузовых тарифов и продления экспортных надбавок в 2017 году, предлагая при острой необходимости заменить их дополнительными 1-2% индексации сверх запланированной.

Соответствующую позицию партнерство изложило в письмах заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу и главе Федеральной антимонопольной службы РФ Игорю Артемьеву, с которыми ознакомился "Интерфакс". "Понимая сложность ситуации, считаем возможным предложить к рассмотрению компромиссный вариант финансовой сбалансированности ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) - за счет увеличения общей индексации тарифов на 1-2% (сверх предусмотренных 4,5%) без дифференциации по грузам и родам подвижного состава, а также комплекс мер", - отмечается в документе.

В частности, операторы предлагают повысить эффективность гибкой тарифной политики РЖД в отношении высокодоходных грузов - чтобы успешно конкурировать с альтернативными видами транспорта, прежде всего, с автомобильным. Для этого, по мнению партнерства, целесообразно сдвинуть "до минус 50%" нижнюю границу ценового коридора монополии на перевозки нефтяных грузов: для грузов I тарифного класса - на дальности до 1,1 тыс. км, II и III класса - без ограничения дальности перевозки.

Также СОЖТ требует в обязательном порядке привлекать участников рынка транспортных услуг (грузовладельцев, операторов) к формированию и подготовке тарифных решений РЖД в рамках "коридора", направленных на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт.

При этом в целом, по мнению СОЖТ, необходимо ориентироваться на установленные долгосрочные параметры регулирования, которые предполагают на 2017 г. повышение тарифов ОАО "Российские железные дороги" не более чем на 4,5%. Такой подход обеспечивает прозрачность и прогнозируемость тарифов для пользователей транспортных услуг и владельцев подвижного состава, непосредственно влияя на реализацию долгосрочных инвестиционных программ по развитию грузовой базы и обновление парка вагонов, подчеркивает партнерство.

Предлагаемые РЖД "точечные" изменения тарифного прейскуранта (дополнительная индексация на перевозки грузов в полувагонах и контейнерах на 2,2-4,2%, на порожний рейс вагонов на 2,75%, увеличение тарифов на отдельные нефтяные грузы от 3% до 80%) в дополнение к общей индексации СОЖТ считает необоснованными. Поправки затронут практически все отрасли промышленности, операторов вагонов и контейнеров, поэтому принимать подобные решений без детальной оценки социально-экономических последствий, а также влияния на конкурентоспособность ж/д транспорта рискованно, подчеркивает Совет.

В частности, по мнению его участников, будет затруднена прогнозируемость роста конечных транспортных расходов, поскольку на них будут одновременно влиять сразу несколько факторов - общая индексация тарифов, дополнительный рост перевозочных затрат по отдельным грузам и родам подвижного состава, а также динамика вагонных ставок. "Неадекватный рост тарифной нагрузки, доходящей до 80% (особенно в отношении грузов III тарифного класса, нефтяных грузов и перевозок на короткие расстояния)" может снизить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, отмечает СОЖТ. Это только усилит наметившийся отток высокодоходных грузов на другие виды транспорта (перевозки нефтяных грузов и черных металлов по итогам 9 месяцев 2016 г. упали на 8% и 1%, соответственно) и в дальнейшем вновь заставит искать инструменты для формирования необходимых доходов РЖД, пишут операторы.

Экспортные же надбавки, по мнению СОЖТ, создают нездоровый прецедент, когда после истечения срока их действия РЖД вновь будут ставить перед государством вопрос о компенсации доходов. Тем более что точечные изменения прейскуранта фактически уже увеличат базу регулируемых тарифов по целому ряду грузов. При этом Совет подчеркивает, что при существенном росте цен на перевозимую продукцию или повышении стоимости перевозок грузов альтернативными видами транспорта, а также ряде других оснований, у "Российских железных дорог" сохраняется возможность дополнительных доходов за счет своевременного гибкого тарифного регулирования.

Тем более - в условиях, когда РЖД имеют право тарифных решений без предварительного обсуждения с пользователями транспортных услуг и оценки их социально-экономических последствий - преждевременно ставить вопрос о повышении верхней границы тарифного коридора до "+25%", подчеркивают в партнерстве. Ранее такое предложение звучало со стороны министра транспорта РФ Максима Соколова. "Я считаю, что РЖДможно дать бОльшую свободу в принятии оперативных решений", - отмечал глава Минтранса, добавляя, что такой шаг был бы востребован "в основном на экспортных направлениях, особенно там, где необходимо поддержать развитие портовой инфраструктуры на российской территории".

Как сообщалось ранее, для покрытия дефицита своего бюджета РЖД предложили 3 варианта индексации. Первый из них предусматривает общее 4,5%-ное повышение ставок при условии точечных изменений в базу 2016 г. и снятия ограничений по сроку действия экспортных надбавок в рамках тарифного коридора, 6,8%-ное - со всеми точечными изменениями и отменой с 30 января 2017 г. экспортной надбавки в 13,4% и 9,6%-ное - без точечных поправок и экспортных надбавок.

Точечные изменения, по замыслу монополии, призваны "сократить тарифные диспропорции" и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% - для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния - для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля - из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.

Экспортные же надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках "ценового коридора" по верхней его границе ("+13,4%"). Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД приняли еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов.

В министерстве экономического развития РФ точечные изменения прейскуранта не нашли поддержки за исключением сегмента контейнерных перевозок, которые Федеральная антимонопольная служба РФ признала высококонкурентным рынком. Что касается вопроса об экспортныхнадбавках, то Минэкономразвития согласно на продление срока их действия, если в инвестиционной программе перевозчика будет зафиксировано положение об обязательной расшивке "узких мест" и указаны источники его финансирования. При этом в октябре - после соответствующего снижения таргета по инфляции - ведомство начало ориентировать РЖД на 4%-ный рост грузовых тарифов в 2017 г. и без субсидий.

Совет операторов железнодорожного транспорта был создан в 2009 г. для защиты интересов крупнейших игроков вагонного рынка, в 2011 г. получил статус саморегулируемой организации. Сейчас в состав партнерства входят 28 компаний, контролирующих около 65% зарегистрированных в РФ вагонов.

ИА "Интерфакс"

Вернуться к списку новостей