Версия для печати

Ж/д грузовые тарифы в РФ в течение года планируется корректировать не более чем на 1 п.п.

Дата новости: 07/08/2013

Корректировка ежегодно устанавливаемых грузовых ж/д тарифов в рамках долгосрочного регулирования будет возможна не более чем на 1 процентный пункт, следует из проекта правительственного постановления, текст которого размещен на едином портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.

Документ вносит поправки в нормативную базу, касающуюся регулирования тарифов ОАО «Российские железные дороги» (РТС: RZHD) (РЖД) на грузовые перевозки. Проект предполагает переход на RAB-тариф (regulatory asset base, методика доходности на инвестированный капитал), но предусматривает возможность сдерживания роста тарифов на уровне инфляции.

Проект предполагает, что уровень индексации тарифов будет устанавливаться на долгосрочный период (5 лет) — с разбивкой по годам и возможностью ежегодной корректировки. При отклонении показателей от прогнозов (в том числе по инфляции и объемам перевозок) или изменениях законодательства РФ, которые окажут влияние на стоимость услуг, тарифы могут корректироваться «в течение долгосрочного периода регулирования».

«Если отклонение приводит к изменению уровня индексации более чем на 1 п.п., корректировка сверх этого предела не осуществляется. В этом случае правительство принимает решение об обеспечении стабильности финансового состояния (РЖД — ИФ), в том числе за счет сокращения инвестиционной программы или дополнительного бюджетного финансирования для покрытия капитальных и операционных затрат», — говорится в документе.

При этом для защиты клиентов железнодорожного транспорта от резкого роста тарифов при долгосрочном регулировании может «сглаживаться» прогнозный уровень необходимой валовой выручки монополии — за счет перераспределения ее между годами или «с использованием дифференцированной нормы доходности базового капитала».

Кроме того, документ предусматривает, что непредвиденные расходы РЖД, связанные с ростом цен на потребляемую продукцию или обслуживанием займов, привлекаемых для покрытия образовавшегося дефицита на покупку этих товаров и услуг, могут учитываться в тарифах следующего года. Ранее президент РЖД Владимир Якунин неоднократно жаловался, что расходы монополии, рассчитываемые регуляторами при утверждении ее финансового плана, оказываются ниже реальных. При этом, правда, перевозчик должен будет осуществлять ежегодную экономию подконтрольных ему расходов в размере до 2%. Если же в течение года будут выявлены необоснованные расходы РЖД, то они не будут учитываться при установлении тарифов на следующий год.

В документе также прописаны механизмы, обеспечивающие доходность и возвратность средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других государственных средств, привлекаемых монополией на возмездной основе.

Как сообщалось ранее, в 2012 г. Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра РФ, поручил изучить возможность введения RAB-тарифа в ж/д отрасли — по аналогии с энергетикой. С инициативой выступили РЖД. Компания еще в 2010 г. выносила на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011—2013 гг. с расчетами тарифов по методике RAB. В итоге, правда, в 2012 г. правительство решило сдерживать ж/д тарифы на уровне инфляции. В 2013 г. они были индексированы на 7%, в 2014 г., как ожидается, будут увеличены на 5%, в 2015 г. — на 5,5% (при прогнозируемой инфляции на уровне 6,7%, 5,4% и 4,9%, соответственно). Требование сдержать тарифы на уровне инфляции В.Путин выдвинул и в 2013 г., когда шла разработка новой методики долгосрочного регулирования.

Министерство экономического развития РФ в связи с поручением ранее посчитало, что российская экономика сможет «потянуть» в ближайшие 5 лет RAB-тариф на уровне 2–3 процентных пункта сверх инфляции. При этом руководитель Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Новиков заявил, что переход к долгосрочному RAB-тарифу в железнодорожной отрасли может произойти в 2014 г.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей