Версия для печати

Зерновой рынок РФ лишится 40% зерновозов из-за сокращения срока продления службы вагонов

Дата новости: 01/05/2013

Зерновой рынок России может лишиться до 40% зерновозов в случае, если правительство введет в действие порядок, в соответствии с которым срок службы вагонов можно будет продлять только на один год, считают эксперты зернового рынка, опрошенные «Интерфаксом».

«До 2015 года может быть списано более 15 тыс. единиц парка зерновозов, поскольку они уже находятся за нормативными сроками, это приведет к потере порядка 40% всего железнодорожного логистического ресурса рынка», — заявил «Интерфаксу» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

«Если в этом году и в последующие будет хороший урожай зерна, то нас ждут серьезные логистические проблемы, поскольку быстро заменить выбывший парк невозможно», — добавил он.

По словам А.Корбута, замещение выбывшего парка потребует от операторов до 37,5 млрд рублей. «Эти затраты не предусмотрены инвестиционными программами», — отметил он.

Как считает вице-президент Зернового союза, дефицит вагонного парка в пиковые периоды, аналогичные тем, что были осенью 2011 года, обострится, заявки на вагоны будут обеспечиваться «через одну». «Это не только снизит конкурентоспособность российского зерна на зерновом рынке, но и осложнит социально-экономическое положении в ряде зернопроизводящих регионов, их аграриев», — заявил он.

По его словам, за последние годы на железной дороге серьезных аварий или сходов из-за неудовлетворительного восстановительного ремонта зерновозов не было. Кроме того, технические характеристики таких вагонов позволяют использовать хоппер-зерновоз значительно дольше, чем полувагон. «Зерновозы эксплуатируются менее восьми месяцев в году, перевозят химически неактивный груз, который мягко загружается в герметизированный кузов», — пояснил он.
В связи с этим ограничение срока продления службы вагонов в Зерновом союзе рассматривают как меру субсидирования вагоностроителей за счет АПК. «В условиях возросшей нагрузки на АПК в связи со вступлением страны в ВТО дополнительное субсидирование металлопроизводителей и вагоностроителей за счет зерновиков экономически не обосновано и негативно повлияет на развитие зернового и смежных рынков», — заявил А.Корбут.

«Вагонов для перевозки зерна всегда не хватает в период пиковой нагрузки, которая приходится на август—октябрь, а в случае их сокращения ситуация еще более обострится», — считает представитель зернотрейдерской компании.
По его словам, логистические проблемы усилятся при поставках зерна как на внутренний рынок, так и за рубеж, в том числе на рынок СНГ.

Касаясь возможности перевода ряда зерновых грузов на автомобильные перевозки, он заявил, что это практически невозможно. «Это колоссальная стоимость, которая ляжет на плечи производителей зерна, да и расстояния, на которые перевозятся зерновые грузы, слишком велики», — сказал он.

К тому же, добавил он, глубоководные отгрузки возможны только по железной дороге, зерно с автомобильного транспорта принимают в основном мелководные порты.

Как считает представитель компании, в качестве решения создавшейся проблемы можно рассмотреть вопрос о предоставлении субсидируемых кредитов на покупку вагонов-зерновозов.

В Минсельхозе РФ не стали комментировать возможные логистические проблемы на рынке зерна, отметив, что «этот вопрос в компетенции Минтранса».

В настоящее время на долю железнодорожных перевозок зерна к двум глубоководным портам РФ — в Новороссийске и Туапсе — приходится около 75% всех железнодорожных экспортных перевозок зерна. Основная нагрузка по перевозкам зерна внутри страны приходится на железные дороги Сибири, по которым перемещается более трети зерна внутри РФ.

По данным Росстата, производство грузовых вагонов в РФ в первом квартале этого года снизилось на 21,3%. В марте было произведено 4,5 тыс. вагонов, что на 23,9% меньше, чем в марте 2012 года.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей