Вагоны возьмут на поруки
Ространснадзор пошел на уступки железнодорожным операторам и согласился отложить до октября остановку грузовых вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году.
На прошлой неделе предписание ведомства, затрагивающее до 3% парка, вызвало недовольство рынка. Операторам разрешено самостоятельно проверить вагоны, поручившись за безопасность.
Как стало известно «Ъ», предписание Ространснадзора о приостановке эксплуатации российских грузовых вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году «с нарушениями», вступит в силу лишь 1 октября. В Ространсдзоре «Ъ» рассказали, что такое решение было принято по итогам совещания с собственниками вагонов и экспертными организациями, занимающимися продлением сроков эксплуатации вагонов, которое состоялось 20 августа. Официальная информация об этом будет опубликована сегодня, уточняют в ведомстве.
Ространснадзор направил в ОАО РЖД предписание 14 августа. В нем говорилось, по итогам проверки экспертных организаций, которые выдают разрешение на продление, были выявлены нарушения. Поэтому ведомство сочло необходимым провести «повторное обследование» вагонов с продленным в 2012 году сроком службы (см. «Ъ» от 19 августа). В предписании были перечислены практически все российские экспертные организации. Источники «Ъ» на рынке поясняют, что «изначально предписание касалось более 30 тыс. вагонов», но затем после «уточнений и консультаций с операторами это количество сократилось до 24–23 тыс.». В ОАО РЖД вчера сообщили «Ъ», что «на конец недели эксплуатация вагонов, перечисленных в предписании, еще не была остановлена», поскольку монополия «устанавливала их местоположение», а также уточняла их номера.
Предписание начнет действовать позже, «у операторов будет время на самостоятельную проверку состояния парка», поясняют в Ространснадзоре. При этом операторы должны дать Ространснадзору гарантии, что до октября «техническое состояние вагонов, которые перечислены в предписании, будет на их особом контроле». По сути, речь идет о поднадзорной эксплуатации вагонов собственниками. В Ространснадзоре говорят, что несколько крупных операторов уже прислали «в ведомство письма, в которых они берут ответственность за эксплуатацию вагонов на себя и дают обязательства отслеживать их техническое состояние». Без таких гарантий эксплуатировать вагоны, подпадающие под запрет, будет нельзя, поясняют в Ространснадзоре.
До октября операторы проверят техническое состояние всех вагонов, а экспертные организации «проведут новые замеры», неисправные вагоны должны пройти дополнительный ремонт. О результатах по каждому вагону операторы отчитаются Ространснадзору. «По итогам отчета будет приниматься решение, какие вагоны все же нужно отставить от эксплуатации, а какие продолжат работать»,- поясняют в ведомстве.
Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что гарантии в Ространснадзор уже предоставили Первая грузовая компания (ПГК), Федеральная грузовая компания (ФГК) и «Русагротранс», у которых могло быть остановлено наибольшее количество вагонов. По оценкам источников «Ъ», у ПГК могло быть остановлено около 5,6 тыс. вагонов, у ФГК — порядка 7,5 тыс. штук, у «Русагротранса» — около 4,7 тыс. штук. Больше всего опасений остановка вагонов вызвала у «Русагротранса», который оперирует парком зерновозов. В этой компании отмечали, что «предписание отрицательно скажется на программе экспорта зерна». В ПГК подтвердили наличие письма, добавив, что «процедура повторного осмотра вырабатывается совместно с Ространснадзором и ОАО РЖД. В «Русагротрансе» говорят, что компания «обращалась в ведомство и пояснила, что зерновозы являются дефицитным подвижным составом», при этом такой парк «не возит опасные грузы, что технически снижает риск возникновения поломок». В ФГК отказались от комментариев.
Глава