Вагоны не поедут
В августе продлевать срок жизни старых вагонов будет сложнее: вступит в силу новый технический регламент Таможенного союза, который ограничит возможности операторов.
Вагоны с закончившимся сроком службы будут отстранены от работы. Это ударит по крупнейшим операторам — Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД), а также крупнейшему в России оператору, занимающемуся перевозкой зерна, — «Русагротрансу».
Основная сложность в том, что регламент определяет в виде приложения список ряда межгосударственных стандартов о правилах продления. Но пока ни один документ не принят. «Если такой регламент вступит в силу, то и у операторов, и у ремонтных компаний, и у вагоностроителей будут колоссальные проблемы — все остановится», — заявил «Ведомостям» гендиректор ПГК Олег Букин. По его словам, со 2 августа могут встать сотни вагонов ПГК.
Если новые правила продления сроков службы вагонов коснутся специализированного парка, в частности зерновозов, это поставит под угрозу вывоз урожая зерна, предупреждает представитель «Русагротранса». Возможность исключения
«Ведомостям» удалось ознакомиться с разработанной Минтрансом концепцией процедуры продления сроков службы вагонов, которая основана на техрегламенте, но пока не утверждена. По ней продлить срок службы вагона можно только после «модернизации и сертификации» вагона. Срок службы устанавливается для заменяемых частей вагонов от 2 до 6 лет, следует из документа. Срок службы вагона может быть продлен, если его пробег после первого капитального ремонта достиг критических значений — от 900 до 2200 км в зависимости от типа. Если вагон допущен к продлению, то ему «присваивается новая модель и модификация».
Срок его службы может быть продлен не более чем наполовину от установленного — на 11 лет, говорится в техрегламенте. Но вот сколько раз можно продлевать срок службы, не ясно. Продление с модернизацией «может быть даже эффективнее», хоть и потребует от операторов дополнительных затрат, отметил Букин. «Сегодня за продление платим 15 000–20 000 руб. за вагон. По новым правилам нам нужно будет заплатить еще и за сертификацию. При этом сама процедура сертификации занимает от 6 месяцев до 2 лет», — говорит он. Человек, близкий к ПГК, подсчитал, что понадобится 12–20 млн руб. на сертификацию одного типа вагона и по 3 млн руб. на сертификацию одной вагоноремонтной компании. Президент РЖД Владимир Якунин предложил
Представитель ФГК от комментариев отказался. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.
60000 — столько вагонов должно быть списано в 2014 г., из них 33 000 — полувагоны, подсчитал гендиректор агентства