Вагоностроители предлагают установить предельный срок эксплуатации для всех деталей вагонов
Объединение вагоностроителей (ОВС) предлагает назначить в РФ предельный срок службы для всех комплектующих грузовых вагонов, не ограничиваясь отдельными типами, например, рамами и балками; для бывших же в употреблении компонентов, по мнению партнерства, необходимо определить остаточный ресурс их использования.
"Срок службы для части деталей сейчас не установлен, а значит и не ограничен. Мы говорим, что для повышения безопасности нужно назначить предельный срок эксплуатации всем новым комплектующим. Этот вопрос мы адресуем, прежде всего, производителям", - заявил "Интерфаксу" исполнительный директор ОВС Василий Варенов.
"Также необходима методика определения остаточного ресурса для всех деталей, снятых со списанных грузовых вагонов. И до ее введения можно было бы запретить использование компонентов без соответствующего заключения производителя этих деталей", - добавил В.Варенов. При этом, по мнению ОВС, производители запасных частей должны направить в вагоноремонтные компании типовые инструкции для оценки состояния деталей на момент их повторной установки на вагоны.
Эти меры актуальны в свете массового списания операторами вагонов с истекшим сроком службы. В августе 2014 г. в рамках технического регламента Таможенного союза в РФ был введен запрет на продление срока службы вагонов без их модернизации и повторной сертификации. Кроме того, в декабре 2015 г. министерство транспорта РФ запретило перевозить грузы в подвижном составе, срок службы которого необходимо продлять после 1 января 2016 г.
По оценке ОВС, в 2015-2016 гг. из-за этого будут "порезаны" около 220 тыс. старых вагонов. "В результате количество запчастей, находящихся в ремонтно-обменном фонде увеличится в несколько раз, что фактически остановит производство новых запасных частей на несколько лет. Кроме того, возникла проблема с гарантиями безопасности при их дальнейшем использовании. Также при наличии такого большого объема деталей, требующих дополнительного учета, остается вероятным использование контрафактных деталей", - отметил представитель ОВС.
Соответствующие вопросы обсуждались, в частности, в ходе выездного совещания партнерства, которое прошло 28-29 января на АО "Бежицкая сталь" (актив "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH)), уточнил собеседник агентства. Согласно информации на сайте ОВС, основной темой встречи стала "деятельность вагоностроительных предприятий в условиях ограничения эксплуатации вагонов с истекшим сроком полезного использования". Также обсуждалось состояние "ремонтного фонда запасных частей с неустановленным сроком службы". Участие в совещании приняли представители вагоностроительных предприятий, ж/д операторов, научных институтов, ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) и органов власти. "Вопросы, поднятые к мероприятию, имеют огромное значение, как для развития страны, так и отрасли вагоностроения, в частности", - подчеркивало в этой связи объединение.
Как определить остаточный ресурс комплектующих, корпоративному телевидению РЖД по итогам совещания пояснил замглавы департамента безопасности движения ж/д монополии Александр Косарев. "С использованием отраслевой науки выработать некие методики, позволяющие оценить остаточный ресурс, либо сделать это экспериментальным путем, выбирая определенные партии изготовителей и просто исследуя их. На основании таких методик определить остаточный ресурс, промаркировать", - сказал менеджер.
Совместно с РЖД в перспективе планируется провести предварительный анализ рам, балок, тормозных систем и поглощающих аппаратов с точки зрения их повторной эксплуатации и соответствия нормам безопасности, также заявил В.Варенов "Интерфаксу".
В Объединение вагоностроителей входит ряд крупных производителей подвижного состава и комплектующих, в том числе предприятия корпорации "Уралвагонзавод", группы RM Rail Олега Дерипаски, "Трансмашхолдинга", "Объединенной вагонной компании", "Алтайвагона", "Рэйлтрансхолдинга". Наблюдательный совет партнерства возглавляет генеральный директор УВЗ Олег Cиенко.
ИА "Интерфакс"