Тарифы ОАО РЖД в 2015 году могут подняться выше плана
После обращения главы ОАО РЖД Владимира Якунина к президенту Владимиру Путину позиция правительства по сдерживанию темпов роста железнодорожных тарифов смягчилась. Как стало известно «Ъ», для предотвращения убытков монополии в 2015 году в размере 100 млрд руб.
В профильных ведомствах опасаются, что это решение сломает систему долгосрочного тарифообразования, а эксперты считают, что поблажек вслед за ОАО РЖД потребуют и другие монополии.
На прошлой неделе президент Владимир Путин провел совещание, на котором, в частности, поднимался вопрос индексации тарифов ОАО РЖД на грузоперевозки в 2015 году, рассказали «Ъ» два источника на рынке. По словам одного из них, монополия заявила о потенциальном убытке по итогам 2015 года в 100 млрд руб., если тарифы будут проиндексированы только на 6%, как запланировано. Справедливый рост, по мнению ОАО РЖД, составляет около 10%.
С целью стимулировать рост экономики правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015–2018 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост должен был составить 6%. Но ОАО РЖД настаивало на большей индексации. В начале июня президент компании Владимир Якунин сообщил о своем письме Владимиру Путину, где говорится, что с учетом «компенсировать возникшие провалы будет нереалистично ростом только на 6%». Конкретных цифр глава ОАО РЖД не называл. Но, по его оценке,
До сих пор столь серьезных послаблений монополиям правительство делать не собиралось. В конце 2013 года Аркадий Дворкович давал понять, что Белый дом будет ограничивать ОАО РЖД даже в праве изменять тарифы в рамках тарифного коридора. Этим правом, говорил он, «ОАО РЖД не будет пользоваться в широком масштабе». Но
В ФСТ «Ъ» заявили, что вопрос находится на проработке в Минфине и Минтрансе, там это подтвердили. В Минфине отметили, что поддерживают индексацию тарифов ОАО РЖД только в привязке к долгосрочному тарифообразованию. Это необходимо, потому что в бюджете не предусмотрено субсидий на компенсацию потерь ОАО РЖД. Источник «Ъ», близкий к Минэкономики, считает неправильным уже в первый год «ломать систему долгосрочного тарифообразования». В ФАС также выразили сомнение, что рост тарифов выше уровня инфляции «благоприятно повлияет на динамику перевозок». Вместо этого ОАО РЖД нужно развивать сегменты, где есть условия для конкуренции, добавили в службе.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что во многом позиция правительства по отношению к ОАО РЖД изменилась
Юлия Галлямова