Тамань предложат Казахстану

Дата новости: 21/08/2013

Государство пытается найти новых инвесторов для строительства порта Тамань, на инфраструктуру которого не хватает около 40 млрд руб.

Как стало известно «Ъ», рассматривается участие в проекте казахских компаний, которые сейчас переваливают грузы через Украину и Прибалтику. Россия может предложить потенциальным партнерам построить в Тамани собственные терминалы, а также вложиться в строительство причалов и железнодорожных путей.

Вчера президент Владимир Путин провел совещание по развитию портов Азово-Черноморского бассейна. Подробнее всего обсуждался проект нового порта в Тамани. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что частные инвесторы «подтвердили заинтересованность» в формировании грузовой базы и строительстве терминалов. Кроме того, за счет них планируется покрыть дефицит бюджетных средств на строительство порта в размере около 40 млрд руб. (см. «Ъ» от 7 июня) По словам министра, объем заявок от инвесторов на строительство терминалов «превышает почти на 20%" проектную мощность.

Но это не мешает государству искать новых инвесторов. Помимо российских игроков, к проекту могут присоединиться компании из Казахстана. По словам источников «Ъ», знакомых с ситуацией, «это будет прорабатываться после совещания». «Казахским компаниям порт Тамань может быть интересен как альтернатива портам Украины и Прибалтики, чтобы сократить транспортные расходы»,- говорит один из источников «Ъ». В Минтрансе вчера подтвердили «Ъ», что участие казахской стороны «в качестве инвесторов порта возможно», но «конкретные переговоры» пока не начались. В министерстве отметили, что наибольший интерес могут проявить казахские производители «нефтепродуктов и серы». В Торгпредстве России в Казахстане «пока не получали поручений проработать этот вопрос».

Источники «Ъ» рассказывают, что казахским компаниям в первую очередь будет предложено построить терминалы в порту для перевалки нефтепродуктов, СУГ, металлов, зерна и серы. Кроме того, они могут принять участие в концессиях по строительству объектов федеральной собственности порта (причалов, проходного канала и т. д.) для покрытия дефицита бюджетных денег.

Порт Тамань должен заработать в 2018 году и к 2020 году достигнуть грузооборота более 90 млн т в год. Управлять портом будет «РМП Тамань», 75% которой получит «Росморпорт», 25% — Краснодарский край. Общая стоимость порта — около 228 млрд руб., на строительство объектов федеральной собственности потребуется 115,5 млрд руб., но в ФЦП на это заложено лишь 76 млрд руб. Об интересе к порту уже заявили UCL Holding, Global Ports, СУЭК, «Металлоинвест», «Кузбассразрезуголь», «Еврохим», «Русал» и «Уралкалий», переговоры ведутся с «Газпром экспортом».

Источники «Ъ» говорят, что перебор претендентов на терминалы не решает проблему с финансированием федеральной инфраструктуры, для чего и понадобились новые инвесторы. Казахские компании могут привлечь и к строительству железнодорожной инфраструктуры, ведущей к порту.

В качестве одного из вариантов рассматривается договор с казахской стороной «на перевозку грузов в Тамань по схеме take-or-pay»,- говорит один из собеседников «Ъ». Договор будет заключен по долгосрочному тарифу, в котором будет учтена инвестиционная составляющая в инфраструктуру. Другая схема предполагает «прямое финансирование» казахами железнодорожных подъездов к Тамани за счет выкупа инфраструктурных облигаций ОАО РЖД, уверяет собеседник «Ъ». В ОАО РЖД отказались от комментариев. На совещании президент монополии Владимир Якунин сказал, что, учитывая рост грузоперевозок в новый порт, есть «необходимость модернизации и строительства двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара», потому что через Краснодар «мы не провезем даже и более скромный объем».

Источники «Ъ» отмечают, что казахские инвесторы пока не определены, но в проекте может принять участие крупнейшая в стране нефтедобывающая компания «Казмунайгаз», металлургические «Казахмыс», ENRC и «Арселор Миттал Темиртау». Большой грузопоток может прийтись и на зерновые компании — в первую очередь, структуры главы Зернового союза Казахстана Нурлана Тлеубаева, а также «Иволга-Холдинг». Кроме того, сейчас в Казахстане создается Единый зерновой холдинг, который может стать крупнейшим в стране экспортером зерна.

«Помимо государственного порта, на транзитный грузопоток из Казахстана будет претендовать терминал „Таманьнефтегаза“ для сухих грузов, который планируется построить возле его же нефтеналивного терминала»,- считает Надежда Малышева из PortNews. По ее мнению, важную роль будет играть баланс между теми железнодорожными тарифами на перевозку, которые будут предложены казахским компаниям, и тарифами на перевалку грузов в порту. Кроме того, добавляет эксперт, можно ожидать демпинга со стороны украинских и прибалтийских портов.

Источник: Коммерсантъ
Вернуться к списку новостей