Сроки действия экспортных надбавок РЖД стоит продлить еще как минимум на 2 года - глава Минтранса
Сроки действия экспортных тарифных надбавок ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) к грузовым тарифам нужно продлить как минимум на два года, а лучше - сделать бессрочными, считает глава министерства транспорта РФ Максим Соколов.
"Идеология "тарифного коридора" была предопределена необходимостью привлечения внебюджетных инвестиций и дополнительного финансирования для "расшивки" тех инфраструктурных ограничений, которые сейчас есть на железной дороге. Именно поэтому, если говорить об экспортном тарифе, экспортеры были готовы на более высокие тарифы, чтобы РЖД обеспечивали необходимую пропускную способность", - сказал он журналистам в кулуарах инвестфорума "Сочи-2016" в пятницу.
"Такую возможность РЖД дали на два года. Но, если мы возьмем нормальный инвестиционный цикл по любым проектам капитального строительства, получается, что принятие решения, проектирование, экспертиза, конкурсы, строительство, ввод в эксплуатацию (занимают - ИФ) минимум 4 года. Это объективно так, на любом строительном объекте. Поэтому мы говорим, что, если реализовывать до конца ту идеологию, которая была заложена в необходимость установления "тарифного коридора" РЖД, то надо его продлить хотя бы как минимум еще на 2 года, чтобы обеспечить этот 4-летний цикл инвестиций", - добавил министр.
Позднее он уточнил, что имел в виду именно продление срока действия экспортных надбавок в рамках предоставленного РЖД права варьировать ставки в рамках "тарифного коридора" - от "плюс 13,4%" до "минус 25%" (для низкодоходных - в пределах 3 тыс. км). "У нас там речь идет о двух годах, на которые она устанавливается. И вот мы сейчас прорабатываем вопрос и считаем позицию РЖД вполне обоснованной, чтобы увеличить срок установления этой экспортной надбавки. Поскольку (она - ИФ) давалась для направлений, где были или есть инфраструктурные ограничения, чтобы снять (их - ИФ), то как раз мы и считаем возможным (надбавку - ИФ) устанавливать на более длительный период", - сказал он.
"А лучше это сделать в долгосрочном варианте", - в то же время заявил М.Соколов, пояснив, что это скорее важно для тех инвесторов, которые разрабатывают месторождения или реализуют проекты, являющиеся основой для экспортной базы, а не для самих железных дорог. "Чтобы (эти инвесторы - ИФ) понимали: один раз приняв соответствующее решение, РЖД будут их администрировать год из года", - отметил чиновник.
Кроме того, по мнению министра, стоит расширить и сам "тарифный коридор", подняв его верхнюю планку до 25%, чтобы был паритет по возможности снижения и повышения ставок. "Я считаю, что РЖД можно дать бОльшую свободу в принятии оперативных решений", - сказал глава Минтранса, отметив, что это было бы востребовано "в основном на экспортных направлениях, особенно там, где необходимо поддержать развитие портовой инфраструктуры на российской территории".
Экспортные надбавки к ж/д тарифам были установлены РЖД в начале 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. Быстро добиться их снижения удалось только угольщикам. В дальнейшем РЖД сделали еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов. Срок действия этих надбавок составляет 2 года и заканчивается в конце января 2017 г.
ИА "Интерфакс"