Версия для печати

Совет потребителей РЖД против запрета на выдачу «номеров» на новые вагоны

Дата новости: 24/10/2014

Совет потребителей услуг ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) (РЖД) выступает против инициативы министерства транспорта РФ ограничить выдачу «номеров» на новые вагоны, которая фактически запрещает использовать подвижной состав, произведенный после 1 июля 2014 г. и не обладающий улучшенными техническими характеристиками или приобретенный ж/д операторами не для замены списываемых вагонов.

«Присвоение «номеров» грузовым вагонам фактически означает допуск к (их — ИФ) использованию в перевозках. Согласно проекту изменений в приказ (Минтранса — ИФ) вводится норма, которая ограничивает возможность присвоения «номеров» и фактически запрещает использование вагонов, произведенных после 1 июля 2014 г., если они не приобретены для восполнения списанных или не относятся к категории «инновационных», — отмечает Совет.

Минтранс в своих пояснениях указывает, что такое регулирование позволит решить проблему профицита вагонов на железных дорогах РФ. Однако Совет отмечает, что, «по другим оценкам», переизбыток не превышает 100 тыс. вагонов, причем в это число входит и «резерв», который может быть задействован при увеличении перевозок. Кроме того, проект не учитывает, что значительная часть вагонов уже выводится собственниками из оборота — в связи с запретом на продление сроков службы без модернизации и повторной сертификации (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, вступившим в силу 2 августа). А это также сокращает профицит.

«В частности, прогнозируется, что из эксплуатации ежегодно будет выводиться до 50 тыс. вагонов», — говорится в сообщении. Как отмечает глава Совета потребителей Сергей Мальцев, оптимальное использование инфраструктуры уже сейчас достигается прогрессивными методами управления грузовым движением (увеличением веса поезда, повышением маршрутизации, элементами обезличивания общего парка и прочим). «За 9 месяцев 2014 г. грузооборот на ж/д транспорте вырос на 6,1%, а скорость доставки грузов — выросла, несмотря на одновременный прирост вагонного парка на 2,7% (маршрутная — на 21%, групповая — на 13%)», — отметил С.Мальцев (его слова приводятся в сообщении).

В то же время, по мнению Совета, предлагаемая норма будет иметь негативные последствия не только для железнодорожной отрасли, но и для непосредственных потребителей услуг РЖД. В первую очередь она затронет ж/д операторов, поскольку ограничения на выдачу «номеров» создадут барьеры для реализации инвестиционных планов, а конкурентоспособность компаний с относительно новым парком грузовых вагонов будет снижена по сравнению с коллегами, имеющими «старый» парк.

Косвенно предлагаемая мера коснется и грузовладельцев, поскольку ограничение предложения на рынке грузовых вагонов создаст условия для роста ставок предоставления вагонов и повысит совокупные транспортные затраты. Наиболее же негативное влияние испытают вагоностроительные предприятия. «По мнению Совета, многие заводы, большинство из которых является градообразующими, будут не способны гибко перестроить производство под „инновационные“ вагоны», — говорится в сообщении.

«В случае принятия новых правил в 2015 г. ожидается падение выпуска только по полувагонам как минимум на 60%, по прочим родам выпуск может сократиться на 100%. Это приведет к коллапсу в вагоностроительной отрасли», — отметил С.Мальцев. Кроме того, стоит опасаться стагнации на рынке услуг по предоставлению грузовых вагонов, формирование спекулятивного рынка «старых» грузовых вагонов для получения «номеров» и стагнации производства грузовых вагонов.

В ближайшее время Совет потребителей намерен представить в правительство РФ собственные рекомендации по поводу того, как повысить эффективность и конкурентоспособность ж/д транспорта за счет экономического стимулирования и настройки нормативной базы, касающейся перевозочного процесса.

Совет потребителей — совещательно-консультационный орган при правительственной комиссии по транспорту, созданный с целью доведения до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей