Версия для печати

Совет потребителей РЖД предлагает запретить монополии повышать тарифы в 2016 г

Дата новости: 14/03/2016

Совет потребителей ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) предлагает запретить монополии в 2016 году повышать свои тарифы в рамках "ценового коридора", следует из сообщения, опубликованного на сайте Открытого правительства РФ по итогам заседания Совета 3 марта под председательством его главы Ильи Южанова.

"По итогам обсуждения было принято решение считать целесообразным ввести запрет в 2016 г. на установление тарифов на перевозку грузов, в том числе в рамках "тарифного коридора", значения которых превышают показатели прейскуранта "10-01" (содержит установленную государством стоимость услуг РЖД - ИФ)", - отмечается в пресс-релизе. Члены Совета потребителей считают такое решение "оптимальным с учетом общей сложной экономической ситуации" и индексации тарифов в 2016 г. на 9%.

При этом клиенты монополии отметили "негативные - с учетом сложившейся конъюнктуры внешних рынков - последствия" от дополнительного повышения "Российскими железными дорогами" экспортных тарифов на 13,4% для ряда отраслей промышленности. Отмечается, что в результате суммарного увеличения тарифной нагрузки в 2016 г. наблюдается значительное снижение перевозок по железной дороге.

Право варьировать стоимость своих услуг в рамках "ценового коридора" (от "минус 12,8%" до "плюс 13,4%" к действующим ставкам, установленным государственным регулятором) "Российские железные дороги" получили в 2013 г. (ранее этим занималось Федеральная служба по тарифам РФ, полномочия которой в 2015 г. переданы Федеральной антимонопольной службе РФ).

В 2015 г. РЖД повысили экспортные тарифы на грузоперевозки всех грузов на 13,4%. Впоследствии надбавка была снижена на транспортировку угля за рубеж (до 1,3%), а также черных металлов (на I квартал 2016 г. при сохранении объемов перевозок на уровне того же периода 2015 г.; при транспортировке на расстояние более 5 тыс. км через участки Уссурийск-Барановский или Комсомольск-сортировочный - Ландыши введена 1,1%-ная скидка).

Согласно сообщению Совета потребителей, также его участники на заседании 3 марта "большинством голосов" не поддержали предложение увеличить до 8 тыс. км расстояние, на котором нижняя граница "тарифного коридора" может быть опущена по отдельным видам грузов - как и идею опустить ее "более чем на 25% для повышения конкурентоспособности по сравнению с автомобильным транспортом".

В 2013 г. в рамках общего "тарифного коридора" РЖД получили возможность давать скидку на "коротких плечах" (до 1,1 тыс. км), снижая тарифы в пределах 21,5%. В то же время, в феврале 2016 г. ФАС опубликовала проект приказа, опускающего нижнюю границу "коридора" с "минус 21,5%" до "минус 25%" и увеличивающего предельное расстояние перевозок для такого дисконта с 1,1 тыс. до 3 тыс. км. Нормативный акт предполагалось подготовить для "более активного применения гибких тарифных решений, повышения конкурентоспособности ж/д транспорта, прироста выручки за счет возврата грузов" на этот вид транспорта. Планировалось, что он вступит в силу в марте.

Однако в конце февраля поступило предложение увеличить предельное расстояние перевозок, при котором РЖД могут давать 25%-ную скидку, до 8 тыс. км (собеседник агентства в Совете потребителей, правда, говорит, что речь шла о праве давать скидку более чем на 25%). Источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью ведомства, отмечал, что эту идею, в частности, поддерживали "Российские железные дороги" и российские металлургические компании. Впрочем, в итоге ФАС пошла еще дальше и выразила готовность вообще отменить для высоко- и среднедоходных грузов ограничения по расстоянию для 25%-ной скидки. "В соответствии с поручениями правительства РФ подготовлено решение (сдвинуть - ИФ) до "минус 25%" нижнюю границу "ценового коридора" для грузов II-III тарифного классов без ограничения расстояния", - говорил "Интерфаксу" представитель ведомства.

В пятницу ФАС опубликовала соответствующий проект на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru. В справке к документу говорится, что вопрос прорабатывался по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова от 3 марта - "для обеспечения равной транспортной доступности грузоотправителей к характерным рынкам сбыта, независимо от дальности перевозки". "Для более активного применения организациями ж/д транспорта гибких тарифных решений, повышения (его - ИФ) конкурентоспособности, прироста выручки за счет возврата грузов, ФАС предлагает расширение нижней границы до 25% на всех поясах дальности при перевозках грузов II и III класса. Для этого приложение к приказу, устанавливающему размеры ценовых пределов, (должно быть - ИФ) дополнено новым разделом", - отмечает ведомство.

Собеседник "Интерфакса" в Совете потребителей отметил, что 3 марта официально обсуждалось именно фактически подготовленное к тому времени решение по 25%-ной скидке на расстояния до 8 тыс. км. Хотя на заседании и звучали реплики о том, что в таком случае могут быть поставлены в неравные условия предприятия, продукция с которых перевозится в пределах 8 тыс. км и на расстояние большие этой дальности.

"В ходе обсуждения отмечалось отсутствие по данному предложению методического обоснования, без которого невозможно оценить его соответствие принципам построения прейскуранта "10-01" и всей действующей тарифной системе. По мнению членов Совета потребителей, расширение границ тарифного коридора более чем на 40% от значений "прейскуранта" приведет к существенному росту рисков для промышленности, в том числе в результате непрогнозируемости тарифных решений РЖД", - говорится в сообщении.

Также в ходе заседания Советом обсуждался вопрос о корректировке регламента монополии от 2013 г. о порядке подготовки и принятия тарифных инициатив. Было решено предложить правительству РФ и монополии скорректировать этот документ, чтобы упростить согласование тарифных предложений от сторонних организаций, а также исключить избыточные требования к технико-экономическому обоснованию и перечню необходимых для рассмотрения материалов. Кроме того, по мнению Совета, нужно определить порядок участия заявителей в прохождение его инициатив в структуре РЖД и уточнить сроки рассмотрения заявлений. Также предложения по корректировке предполагают включение Совета потребителей в процедуру внешнего согласования тарифных решений "Российских железных дорог".

Совет потребителей - совещательно-консультационный орган, созданный для доведения до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса. Совет функционирует при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (он же является председателем совета директоров монополии).

ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей