Версия для печати

РЖД предлагают зафиксировать доли составляющих в цене транспортировки грузов

Дата новости: 17/10/2016

ОАО "Российские железные дороги" предлагает зафиксировать долю различных составляющих в стоимости транспортировки грузов.

"Одним из вариантов (обеспечить справедливое распределение маржи - ИФ) является формирование совместно с федеральными органами власти механизма фиксации общей допустимой величины транспортной составляющей (или доли совокупных транспортных затрат) в конечной цене продукции с закреплением структуры распределения долей услуг между участниками всей транспортной цепочки", - заявил замглавы центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Александр Хатьянов в интервью корпоративному изданию монополии.

При этом менеджер уверен, что, несмотря на оптимизацию перевозочного процесса и сдерживание тарифов, транспортная составляющая в цене перевозимых грузов останется прежней или продолжит расти, поскольку доля, сэкономленная компанией, перераспределится на других участников процесса. "С учетом рыночного ценообразования на услуги операторов и портовиков де-факто общая стоимость доставки грузов на экспорт дерегулирована", - отметил заместитель генерального директора ЦФТО.

Он напомнил, что транспортные расходы складываются из тарифа за услуги железнодорожной инфраструктуры и локомотивной составляющей, тарифа на услуги операторов подвижного состава, а при экспорте или импорте грузов - ставки портовых терминалов. При этом регулируемыми сейчас являются только железнодорожные тарифы (при этом для распределения тарифной нагрузки на пользователей заложен принцип дифференциации ставок по трем тарифным классам - в зависимости от доли транспортной составляющей), остальные - устанавливается участниками транспортного рынка исходя из сложившейся конъюнктуры.

Проводимый РЖД мониторинг показывает, что при сохранении или снижении доли затрат грузоотправителей на услуги железнодорожной инфраструктуры доля тарифа на перевалку в портах, как правило, ежегодно увеличивается, хотя в зависимости от вида груза соотношение между различными составляющими различно. В качестве примера А.Хатьянов привел расходы грузоотправителей на экспортные перевозки угля в направлении портов Дальнего Востока. В 2016 г. в целом они составляют около 50% от конечной цены угля, при этом на ж/д тариф приходится половина общих расходов, на перевалку - более 30%, услуги вагонных операторов - около 15%. В 2014 г. соотношение было иным: 60% / 23% / 17%.

При этом в некоторых случаях, например, при экспортных перевозках на короткие расстояния нефтеналивных грузов или руды, стоимость перевалки может в разы превышать железнодорожный тариф. "Также есть примеры, когда стоимость перевозки угля на расстояние около 6 тыс. км практически соответствует цене его перевалки на судно. Хотя очевидно, что себестоимость железнодорожной перевозки груза несопоставима с затратами на его перевалку", - отметил менеджер.

"В текущем году наблюдается повышение цен на нерегулируемые услуги, оказываемые портовыми терминалами, и на услуги, предоставляемые операторами подвижного состава. Например, стоимость предоставления полувагонов под перевозку грузов с января по сентябрь увеличилась более чем на 70%, с 500-600 до 950-1000 руб. за вагон в сутки. Для объективности нужно отметить, что росту вагонных ставок предшествовало их стремительное падение. В результате текущие цены незначительно отличаются от уровня 2014 г. В то же время, ставки перевалки в портах не снижались. Сейчас доля перевалки в общих транспортных расходах при перевозке грузов на экспорт через российские порты выросла на 7-26%", - добавил он.

ИА "Интерфакс"

Вернуться к списку новостей