РЖД постучится в каждую дверь
На сайте РЖД опубликована стратегия ее развития до 2030 г. Монополия наметила для себя пять направлений: перевозочный и логистический бизнес-блок (переход к перевозкам от двери до двери); пассажирские перевозки и сервис (повышение качества сервиса в поездах, запуск перевозок по высокоскоростным магистралям); инфраструктура (включая локомотивную тягу); международный инжиниринг, транспортное строительство и социальный блок (социальная поддержка работников компании).
В соответствии с новой стратегией РЖД оптимизирует
Блок «инфраструктура» — самый важный, говорится в стратегии: он приносит 75% выручки. Еще 20% приходится на перевозки и логистику, так что создание частных железнодорожных перевозчиков (компаний, имеющих не только вагоны, но и локомотивы) грозит сокращением доходов РЖД и потерей эффективности перевозок, предупреждает стратегия. Но в Целевой модели рынка железнодорожных перевозок (одобрена правительством в 2011 г.) и Плане развития конкуренции на железнодорожном транспорте (подписан председателем правительства Дмитрием Медведевым 2 апреля) говорится о создании частных перевозчиков.
РЖД получает 85% тарифа (то, что грузоотправитель платит оператору, частный он или нет) на любую грузовую перевозку, из них 25% — плата за локомотивы, объясняет неуступчивость монополии гендиректор агентства
К снижению доходов РЖД может привести и продажа стратегически значимых компаний, говорится в стратегии, но сами компании в документе не названы, отказался перечислить их и представитель РЖД. Правительство планировало вскоре продать долю РЖД (50,1%) в «Трансконтейнере», а после 2015 г. — и Федеральную грузовую компанию (ФГК), но президент РЖД Владимир Якунин добился решения внести долю монополии в «Трансконтейнере» в
«Нам нужно сделать выбор:
Председатель президиума некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев считает, что для РЖД расширять базовую услугу перевозки через дополнительные услуги — стратегически очень правильно. Хорошо ли это для частников, Мальцев не говорит.
Представители Минтранса и Минэкономразвития на вопросы «Ведомостей» не ответили.