Рынок сбыта северо-казахстанского зерна расширяется

Дата новости: 21/08/2013

Порядка 4 млн тонн зерна сможет экспортировать в этом году Северо-Казахстанская область. Накануне уборочной страды североказахстанские аграрии обсудили проблемы зерноперевозок с представителями АО «НК »?аза?стан темiр жолы» и АО «Казтемiртранс».

Ни для кого не секрет, что в прежние годы проблемы своевременной погрузки-разгрузки и надежной транспортировки возникали из-за некачественной работы элеваторов, взаимонепонимания отделений российской и казахстанской железных дорог — в силу географического положения области зерновики СКО вынуждены пользоваться услугами и той, и другой. Сегодня, заявляют представители обеих сторон, никаких проблем с транспортировкой не возникнет.

— Проблемы, связанные с взаимодействием железных дорог — РЖД и КТЖ, на данный момент технологически мы полностью решили. Наша основная задача — обеспечить бесперебойную перевозку зерна нового урожая. Необходимо гарантировать готовность всей логистической цепочки — от готовности погрузочных мощностей, наличия подвижного состава, продвижения его по сопредельным территориям до доставки к рынкам сбыта, — сказал вице-президент КТЖ Канат Алпысбаев.

Согласно статистике рынок сбыта североказахстанского зерна сейчас расширяется, очень большие объемы идут в Россию, увеличивается сбыт в Среднюю Азию, Азербайджан, Саудовскую Аравию. По словам вице-президента КТЖ, сегодня компания ставит перед собой более широкую задачу — не только обеспечение подвижным составом, но и помощь в доставке груза до потребителя. Для этого в КТЖ созданы подразделения, которые будут заниматься логистикой грузов.

— Мы готовы помогать, но нужно при этом иметь взаимные обязательства, потому что самый главный вопрос, который мы должны обговаривать с сопредельными государствами, — это вопрос по объему, — пояснил К. Алпысбаев.

По данным президента АО «Казтемiртранс» Каната Альмагамбетова, в прошлом году в Казахстане было перевезено порядка 11,4 млн тонн зерна, на экспорт в прошлом году и прошедшем периоде нынешнего — 10,2 млн тонн. Ведущие экспортеры — Россия, Прибалтика, Средняя Азия, Саудовская Аравия, Кавказ, 230 тыс. тонн было отгружено в Китай. Как отметил Альмагамбетов, «сегодня генеральная линия КТЖ — максимально войти в китайский рынок, чтобы наши производители могли реализовывать туда и зерно, и муку». По СКО за 7 месяцев текущего года погружено 1 млн 235 тыс. тонн зерна, в том числе порядка 1 млн тонн на экспорт — в Азербайджан, Иран, Среднюю Азию и Россию.

Следующий архиважный вопрос — наличие и обеспечение парка. Как заверили перевозчики, проблем с вагонами в нынешнем сезоне не будет.

— В перевозке зерна у нас будет задействовано 6500 зерновозов. В пик перевозок вагонов будет не хватать, особенно если перевозки идут на дальние расстояния, поэтому мы привлекаем чужие парки. Сегодня у нас практически завершен процесс создания совместного предприятия с ЗАО «Русагротранс» — основным владельцем зерновозов в России. СП, основная задача которого — перевозить казахстанское зерно, будет находиться в Астане и в сентябре начнет работу, — рассказал Канат Альмагамбетов. — Мы пошли на союз с «Русагротрансом», потому что у него весь актив в портах России, есть долгосрочные контракты в портах Украины и Прибалтики. У него есть возможность в рамках нашего СП сделать полную логистику, включая все портовые услуги и операции, это будет удобно для ускорения перевозок и нашим отправителям. Главный вопрос — цена на портах, конъюнктура рынка. Если она будет благоприятной — можно задействовать гораздо больше вагонов.

О благоприятности тарифов на зерноперевозки сегодня говорить, увы, не приходится. Как отметила директор областного филиала НЭП «Союз Атамекен» Елена Виссарова, они поднялись почти на 40%.

— Необходимо более подробно разъяснить процесс формирования тарифов — на основании чего они поднялись почти на 40%, и это касается не только КТЖ. А повышение тарифов ведет к повышению стоимости товара. Этот вопрос нужно освещать на сайтах ЮУЖД, КТЖ, в прессе.

Как признал Канат Альмагамбетов, на российские порты тарифы действительно заметно выросли, и это зависит от расценок РЖД. В вагонах же «Казтемiртранса» с сентября стоимость перевозок по Казахстану, напротив, снизится и будет составлять 1–2 доллара за тонну, таких же тарифов будет придерживаться и вышеупомянутое совместное предприятие. Что касается экспорта, все будет зависеть от тарифа сопредельных государств в зависимости от расстояний и от портов назначения — от 4 до 10 долларов за тонну. Впрочем, у зернопроизводителей появилась возможность заметно сэкономить на некоторых направлениях.

— Хотел бы привлечь ваше внимание к новому направлению «Болашак» — это недавно открытый дорожный переход с Туркменистаном, который сейчас активно развивается: в сутки 1–2 поезда уже проходят в этом направлении, и объем увеличивается, интерес к нему проявляет и Россия. Здесь КТЖ ввело понижающую ставку для зерна, — рассказал глава АО «Казтемiртранс». — Чтобы, с одной стороны, привлечь грузы, с другой стороны — Узбекистан ежегодно поднимает ставки на зерно, муку, и не только на наши, поэтому тем, кто поставляет зерно в Туркменистан и Иран, выгоднее воспользоваться новым пограничным переходом.

Обсудили на встрече и другие проблемные вопросы. Так, по данным директора филиала АО «Акмолинское отделение дороги» Рамазана Айгайбекова, на восьми элеваторах и семи ХПП в области отсутствуют маневровые локомотивы, что порождает проблемы по своевременной перестановке вагонов, и приходится привлекать локомотивы с железной дороги. Систематически возникают проблемы у грузоотправителей при погрузке на станции Смирново ТОО «Смирновский элеватор», который не имеет своего подъездного пути, а маневровый локомотив из-за невозможности транспортировки находится в Петропавловске. Долгое время не решается вопрос прохождения фитосанитарного контроля зерна и муки. Досмотр проводится на местах карантинной инспекцией, но за печатью приходится ехать в областной центр, порой за 300 км. Это затрудняет своевременное оформление вагонов, особенно в зимнее время — вагоны без документов стоят на подъездных путях по 2–3 суток.

— Это полное невзаимодействие, это просто какой-то саботаж, — отреагировал на прозвучавшую информацию аким СКО Самат Ескендиров. — У нас емкость складских помещений на ХПП — 3,5 млн тонн, ожидаемый урожай — не менее 5 млн, в этих условиях необходимо работы по отгрузке-погрузке зерна проводить оперативно. Проблемы были даже в прошлом, не очень урожайном году, потому что элеваторы заполняются, а вывоза нет, и одна из причин этого — работа службы фитосанитарии.

Глава региона потребовал максимально скоординировать свои планы по взаимодействию всех звеньев, связанных с транспортировкой зерна. По его словам, при прогнозах урожая на нынешний год область сможет экспортировать не менее 4 млн тонн зерна.

Вернуться к списку новостей