Дата новости: 03/07/2015
Результаты грузовой работы на сети ОАО «РЖД» как за июнь, так и за I полугодие 2015 года продемонстрировали сохранение тренда на снижение.
Представители перевозчика констатируют: снижение показателей отгрузки отражает общую экономическую ситуацию в стране. При этом отмечается тот факт, что в холдинге активно формируют принципы и методы клиентоориентированного подхода к ведению бизнеса. Как оценивают реализацию данной стратегии те, для кого она предназначена, то есть грузоотправители?
Уголь растет
По словам первого вице-президентаОАО «РЖД» Вадима Морозова, клиентоориентированный подход к ведению бизнеса является одним из элементов антикризисного управления. «Он дает перевозчику новые возможности, особенно в условиях спада перевозок, когда необходимо побороться за клиента», — поясняет он. Действительно, в настоящих условиях новые возможности перевозчику пригодились бы: в июне текущего года погрузка на сети РЖД составила 97,3 млн т, что на 3,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а погрузка за январь — июнь 2015 года — 588,9 млн т — на 1,8% меньше по сравнению с I полугодием 2014-го.
Отметим, что по основной номенклатуре — каменному углю — сохраняется положительная динамика отгрузки: за январь — июнь 2015 года погрузили 155,6 млн т, что на 3,3% больше, чем в I полугодии прошлого года. Результат по июню 2015 года (24,4 млн т) практически такой же, как в июне 2014-го. Комментарии угольщиков соответствуют ситуации.
Заместитель генерального директора ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Ирина Ольховская считает, что угольной отрасли усилия ОАО «РЖД» в плане повышения клиентоориентированности идут на пользу. «Мы видим достаточно устойчивый рост экспорта, наши позиции на мировых рынках сохраняются, — констатирует она. — Данные результаты достигнуты благодаря совместной работе». Речь идет о наращивании инфраструктуры и технологическом развитии перевозок, в том числе на Восточном полигоне, ощутимом сокращении сроков доставки грузов в порт по сравнению с 2013—2014 гг. и самое главное — о сближении позиций участников транспортного бизнеса. «Подтверждением последнего тезиса стала корректировка тарифного коридора РЖД в начале 2015 года в пользу грузоотправителей угольной отрасли, — отмечает И. Ольховская. — К нам отнеслись с пониманием».
Стоимость услуг служит весьма важным для грузоотправителя критерием оценки уровня клиентоориентированности перевозчика, хотя и не единственным. Заместитель генерального директора по логистике ОАО «СУЭК» Денис Илатовский считает, что существует множество иных параметров, которые перевозчик и клиент могут совместно улучшать, получая обоюдную выгоду. Например, совершенствование технологии управления парком различных операторов на подходах к портам Мурманск и Ванино в 2013 году привело к повышению скорости доставки угля, а обратной стороной ускорения стало снижение потребности СУЭК в вагонах. «В 2012—2013 гг. мы привлекали 52–55 тыс. вагонов, теперь достаточно 45 тыс., так как за счет ускорения оборачиваемости подвижного состава потребность в нем снизилась», — поясняет Д. Илатовский («РЖД-Партнер» писал об этом ранее).
Зерновики: в условиях спотового рынка
В сегменте перевозок зерна и в июне нынешнего года, и в I полугодии ситуация оставалась достаточно позитивной. Так, за январь — июнь по сети перевезли 7,8 млн т зерна и продуктов перемола, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в течение июня отгрузили 1,1 млн т зерновых — на 76,6% больше, чем год назад. Тем не менее член совета директоров ЗАО «Русагротранс» Константин Засов отмечает, что розничные клиенты перевозчика (их довольно много среди грузоотправителей зерна), использующие повагонные отправки, все чаще находят на рынке альтернативные железнодорожному транспорту решения. Эксперт приводит неутешительную статистику: в перевозках зерна доля автотранспорта с 2009 года выросла на 10% (до 65%), а к 2020-му может достичь 80%. Особое беспокойство К. Засова вызывает невозможность конкурировать с автотранспортом на расстояниях до 1 тыс. км. По его мнению, изменить положение дел можно только упростив механизм применения тарифного коридора РЖД или отменив регулирование железнодорожного тарифа на таких отрезках. «Помогла бы и возможность регулирования инфраструктурной составляющей в зависимости от типа грузов», — полагает он.
Алюминий не вписался в график
В сегменте отгрузки на сети цветных металлов ситуация не столь позитивная. По итогам I полугодия 2015 года было отгружено 1,3 млн т, что на 3,7% меньше, чем за соответствующий период 2014-го, по июню (отгружено 195,5 тыс. т) снижение еще заметнее — минус 6,7% к июню прошлого года. В ОК «Русал» корреспонденту «РЖД-Партнера» рассказали о потребности в более гибком подходе к организации железнодорожных перевозок, обусловленной спецификой производства алюминиевой продукции, а также особенностями ее реализации.
«Текущие рыночные условия и стремление повысить свою конкурентоспособность за счет предоставления покупателю гибких условий поставки точно в срок не позволяют нам придерживаться подневного календарного планирования и предъявления груза к перевозке», — отмечает директор по транспорту и логистике ОК «Русал» Андрей Шмаленко. Поясним, что речь идет об ужесточении правил планирования перевозок, которое в «Русале» привело к постоянным корректировкам графика подач подвижного состава, занимающими по несколько дней.
Грузоотправитель полагает, что в таких условиях риск потери покупателя многократно возрастает, хотя, по мнению А. Шмаленко, в настоящий момент на железной дороге сложилась уникальная ситуация для улучшения гибкости обслуживания клиентов: существует профицит как вагонов, так и локомотивов. «Переход на гибкие графики подачи вагонов или как минимум возврат к подекадному планированию позволит вернуть ОАО „РЖД“ значительную часть клиентов с альтернативных видов транспорта», — считает он.
Выступая на одном из круглых столов июньского бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи, вице-президент по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Салман Бабаев подчеркивал, что отправной точкой в применении клиентоориентированных подходов в бизнесе является оценка удовлетворенности клиентов. «В мае этого года проведена работа по объединению опыта дорог, маркетинговых и сбытовых служб ОАО „РЖД“, а также лучших практик ее дочерних обществ по проведению оценки качества», — детализировал С. Бабаев. Поэтому есть смысл надеяться, что, несмотря на различия в тональностях, все реплики грузоотправителей будут внимательно изучены и приняты к сведению.
Марина Ермоленко