Версия для печати

Решения по обновлению грузовых вагонов в РФ принимаются медленно, считает Путин

Дата новости: 19/12/2013

Решения, стимулирующие обновление парка грузовых вагонов в РФ, принимаются слишком медленно, считает президент Владимир Путин.

«Есть там много своих внутренних вопросов, в том числе очень медленно принимаются решения об обновлении вагонного парка, и старые вагоны, хоть формально их и ремонтируют, забивают пути и создают определенные технологические проблемы», — заявил глава государства на пресс-конференции в четверг в Москве, говоря о факторах, приводящих к скоплению угля на складах Кузбасса.

Кроме того, по словам В.Путина, «есть и другие» факторы, много своих внутренних вопросов. В этой связи он пообещал обратить внимание министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» на «возможные технические проблемы». «Я обещаю, что обязательно это пообсуждаем, саму проблему, связанную с перевозкой», — сказал президент.

В своем вопросе журналист, задававшая вопрос, указала на то, что, по ее мнению, уголь из Кузбасса, в том числе, не вывозится по причине переизбытка вагонов в восточной части Транссибирской магистрали. Тема профицита вагонов обозначилась около двух лет назад. Официально о них год назад рассказал глава министерства транспорта РФ Максим Соколов. Он отметил, что в правительстве обсуждаются два варианта — квотирование числа вагонов при регистрации (выдаче так называемых «номеров», как в случае с автомобилями в ряде стран мира) и ограничение срока эксплуатации подвижного состава (одним-двумя сроками). Тема квотирования сразу не прижилась: фактически она ограничивала выпуск вагонов на предприятиях, которые в последние годы провели модернизацию производств, в том числе — на кредиты.

В конце 2012 г. вагоностроители вышли к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой запретить продление срока службы вагонов. В обращении говорилось, что решение о продлении было принято «в качестве временной меры» из-за дефицита грузовых вагонов в конце 1990-х гг., но сейчас его нет, и даже, наоборот, заводы могут быть уже в 2013 году сильно недозагружены. В дальнейшем «из-за крайне тяжелой ситуации» с безопасностью движения «рассмотреть вопрос о запрете многократного продления срока службы грузовых вагонов» предложил и глава РЖД Владимир Якунин. Увенчало усилия лоббистов решение президента РФ Владимира Путина, который одобрил предложение Минпромторга увеличивать срок службы вагонов максимум на 5 лет, и то «в исключительных случаях».

Первоначально ожидалось, что вопрос будет решен на так называемой «вагонной комиссии» Совета по железнодорожному транспорту СНГ в феврале. Однако решения не последовало, а к маю в правительстве созрел план мероприятий для «обеспечения безопасности подвижного состава»: ключевым его элементом стало временное разрешение на продление срока службы вагонов лишь на 1 год — до разработки положения о продлении — «на принципах определения остаточного ресурса» вагона.
В майской версии документа предлагалось продлевать срок службы вагона не более чем на половину срока, установленного изготовителем (сейчас в среднем 20 лет, у цистерны — 30 лет). К осени проект был доработан: в случае продления срока службы вагонов более чем на 5 лет через 3 года проводить повторную «оценку их технического состояния». Однако в итоге решение вопроса было решено отложить до августа 2014 г., когда должен вступить в силу технический регламент Таможенного союза.

Причиной стало то, что ж/д операторы в рамках своего некоммерческого партнерства так и не смогли выработать единую позицию по проекту. В принципе, это было предсказуемо, поскольку у компаний, входящих в СОЖТ, разное состояние парков: у одних (ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) группы UCL Владимира Лисина, ОАО «Федеральная грузовая компания», ЗАО «Русагротранс») под «запрет» подпадало бы существенное число вагонов, тогда как у других (например, у ЗАО «Нефтетранссервис») подвижной состав «продлен», да к тому же уже и окупил себя, отмечал собеседник «Интерфакса» на рынке грузовых ж/д перевозок. При этом указывалось, что запрет может негативно повлиять на сегмент специализированных вагонов, часть из которых в РФ не выпускается.

До начала истории с «продленкой» нормативный срок службы полувагона был установлен на уровне 22 лет, цистерн — в 32 года, зерновозов — в 30 лет, причем, отремонтировав вагон, можно было дважды наполовину продлить срок его службы (в итоге максимальный срок службы полувагона мог составлять 44 лет).

РЖД оценивают его в 300 тыс. (из них по наиболее массовому типу — полувагонам, в которых и перевозится уголь — почти до 200 тыс. при общем парке в 545 тыс.). Решение проблемы участники отрасли пытались найти весь 2013 год. Однако владельцы подвижного состава считают, что профицит полувагонов не превышает 50–60 тыс. Остальные же, «условно лишние», вагоны, задействованные в перевозках, появились на сети из-за неразвитости ж/д инфраструктуры и несовершенства технологий управления вагонопотоками, которыми располагает монополия: при снижении скорости перевозок подвижного состава на маршруте требуется больше.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей