Версия для печати

Правительство РФ изучит идею проектного финансирования закупок улучшенных вагонов

Дата новости: 16/03/2015

Правительство РФ может рассмотреть вопрос о закупках железнодорожными операторами «инновационного» подвижного состава в 2015 году с использованием механизма проектного финансирования.

Соответствующая стимулирующая мера содержится в проекте протокола к совещанию о ситуации в сфере железнодорожного машиностроения в условиях кризиса, которое премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет в понедельник в городе Тихвин Ленинградской области («Интерфакс» ознакомился с документом). В качестве исполнителей идеи указаны Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг, которые в случае одобрения этого решения должны будут к 28 мая представить в правительство соответствующие предложения.

Проектное финансирование предполагает, что источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые инвестиционным проектом. В декабре замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов заявлял, что в 2015 г. РФ рассчитывает запустить программу государственной поддержки инвестиционных проектов на принципах проектного финансирования. «(Она — ИФ) предполагает поступление проектов от банков, имеющих опыт, проектные офисы и, в общем-то, умеющих структурировать эти проекты», — отмечал чиновник.

Описывая суть инициативы, Н.Подгузов говорил, что подготовленные проекты должны поступать в Минэкономразвития для рассмотрения на межведомственной комиссии (МВК) с участием Минтранса и Минпромторга. МВК рассмотрит, насколько эти проекты соотносятся с основными направлениями деятельности правительства и не залезают в кредитную структуру. Одобрение будет означать льготное финансирование в Центральном банке «по ставке минус 1,5 процентного пункта, а также предоставление частичной государственной гарантии в 25%». «Если программа заработает, то стоимость ресурсов для конечного заемщика на 3 года должна быть не выше, чем «ставка ЦБ + 1%», — добавлял замминистра, отмечая, что такой инструмент позволит обеспечить «сравнительно дешевый (финансовый — ИФ) ресурс в текущих условиях».

Кроме того, в качестве еще одной меры по стимулированию ж/д операторов к покупкам «инновационных» вагонов в проекте протокола значатся единовременные субсидии, в том числе — на компенсацию части затрат для уплаты процентов по кредитам или лизинговым платежам, привлеченных на приобретение нового подвижного состава при условии списания старого. Предполагается, что Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг проработают этот вопрос в те же сроки, что и по проектному финансированию.

Если эти идеи найдут поддержку правительства, Минпромторг и Минфин при формировании очередного трехлетнего федерального бюджета должны будут предусмотреть на 2016—2018 гг. в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» не менее 2,2 млрд руб. ежегодно для стимулирования спроса на вагоны повышенной грузоподъемности. Средства в этом случае, как и сейчас, пойдут на возмещение потерь российских лизинговых компаний при предоставлении скидки покупателям такого подвижного состава или самим ж/д операторам на компенсацию части затрат для уплаты процентов по соответствующим кредитам российских банков.

В числе других мер — полный запрет на продление срока службы вагонов. Для этого соответствующие предложения должны быть внесены в Евразийскую экономическую комиссию. Фактически требуются изменения в технический регламент Таможенного союза, предусматривающие «запрет на продление назначенного изготовителем срока службы подвижного состава и его комплектующих». Чтобы стимулировать списание вагонов, достигших предельного срока эксплуатации, Федеральной службе по тарифам (ФСТ) РФ, Минэкономразвития и Минтрансу предлагается проработать вопрос об изменении тарифов на транспортировку порожнего подвижного состава «с учетом срока его эксплуатации».

Кроме того, в проекте содержится формулировка о том, что к 30 апреля Минфин, Минпромторг и Минтранс должны будут представить предложения о бюджетных ассигнованиях из антикризисного фонда правительства в 2015 г. в размере 3,5 млрд руб. на «целевое фондирование российских лизинговых организаций, предоставляющих в лизинг пассажирский железнодорожный подвижной состав российского производства на льготных условиях». Еще 1 млрд руб. субсидий из федерального бюджета предлагается направить на технологическое перевооружение компаний транспортного машиностроения.

В проекте также зафиксирована информация Минпромторга и Минтранса о том, что для «сохранения профессиональных компетенций» в РФ нужно выпускать не менее 30–40 тыс. грузовых вагонов в год. Министерству промышленности и торговли при этом предписывается отразить в долгосрочной Стратегии развития транспортного машиностроения в РФ перечень и необходимые объемы производства ж/д продукции в 2015—2017 гг. в увязке с оценкой ее профицита или дефицита на рынке и возможностями вагоностроительных предприятий (с разбивкой по моделям). Эта работа должна быть проведена совместно с федеральными органами власти и организациями.

Кроме того, в стратегии предлагается отразить критерии выбора вагоностроительных площадок, которым будет оказываться поддержка спроса на продукцию. Одновременно Минпромторг должен будет представить предложения о том, как задействовать высвобождаемые мощности в смежных сферах с учетом сохранения основных компетенций производителей, а также как стимулировать экспорт отечественных вагонов и ограничить их импорт.

Также в проекте предлагается поручить Минпромторгу и Минтрансу к 1 сентября обеспечить введение обязательной сертификации компаний, который осуществляют плановый ремонт подвижного состава.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей