Порядка 125 тыс. грузовых вагонов будут выведены из эксплуатации в 2016 г. - Минтранс
Эксплуатация 70 тыс. грузовых вагонов будет запрещена в РФ в 2016 году в связи с запретом на перевозки в подвижном составе, срок службы которого будет продлен после 1 января, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов журналистам в среду.
Еще примерно у 55 тыс. вагонов в этом году истекает срок эксплуатации. Таким образом, они тоже должны быть выведены из эксплуатации, добавил министр.
По его словам, в 2015 г. было прекращено использование порядка 93 тыс. грузовых вагонов, которые не прошли процедуру продления с модернизацией, из них 62 тыс. - полувагоны. Соответственно, за два года с железных дорог РФ будет "убрано" около 215-217 тыс. вагонов, отметил М Соколов. "Мы считаем, что эта мера оздоровит ситуацию как на сети железных дорог, так и в области производств вагонов", - добавил он.
Запретить в РФ эксплуатацию вагонов, срок службы которых будет продлеваться после 1 января, попросило президента РФ Владимира Путина Объединение вагоностроителей. Мера должна стимулировать спрос на продукцию вагоностроительных предприятий. Решения по этому поводу были приняты уже к концу декабря. Глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров ранее выражал мнение, что запрет "продленки" позволит увеличить выпуск вагонов на 40-45 тыс. штук, и за счет этого будет "сохранен основной объем производства на тех предприятиях, которые в свое время создавали мощности, сегодня полностью обеспечивающие российских перевозчиков". При этом будет нивелирован негативный эффект от текущего падения заказов на вагоны со стороны операторов.
Правда, глава совета директоров АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив Владимира Лисина, один из крупнейших владельцев вагонов с истекающим сроком службы) Александр Волошин заявлял, что покупки нового подвижного состава после введения запрета ждать не стоит, и прогнозировал дефицит вагонов в РФ уже в середине 2016 г. ("летом или осенью"). "Перевозчики не покупают новые вагоны не потому, что избыток или недостаток вагонов, а потому что эти вагоны при нынешнем тарифе на ж/д перевозки не окупаемы: срок окупаемости - более 30 лет, что превышает срок жизни этих вагонов. Даже если заставить (операторов - ИФ) в ускоренном порядке списывать вагоны, запретив продление срока службы, новые вряд ли будут покупаться, потому что это неокупаемые инвестиции", - подчеркивал он.
Введенный запрет фактически ставит крест на действующем порядке продления срока службы (был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза) для наиболее массовых типов вагонов. Тогда власти РФ запретили продлять срок эксплуатации подвижного состава без его модернизации и повторной сертификации. С юридической точки зрения декабрьский приказ Минтранса не вступает в противоречие с техническим регламентом Таможенного союза, так как не запрещает модернизацию вагонов с продлением срока их службы, а лишь не допускает их использование в груженом состоянии в поездах на ж/д инфраструктуре, отмечает ИА "INFOLine". "Это, разумеется, делает продление срока службы бессмысленным в коммерческом отношении", - указывают эксперты.
Под запрет не попали лишь некоторые виды подвижного состава. Исключение было сделано для цистерн, перевозящих некоторые пищевые продукты, кислоты и химические грузы, рефрижераторных вагонов, вагонов-термосов, вагонов-ледников, вагонов-дизель-электростанций, вагонов-транспортеров, платформ для перевозки гусеничной и колесной техники, а также подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для обслуживания ж/д инфраструктуры.
По оценкам ИА "INFOLine", модернизацию с продлением срока службы теперь могут пройти менее 80 тыс. вагонов. Из них 47 тыс. приходится на платформы, около 17 тыс. - на хопперы-дозаторы, 10,5 тыс. - на изотермические и рефрижераторные вагоны, 873 - на транспортеры. "Потенциал же цистерн для перевозки различных химических и пищевых грузов очень мал (для желтого фосфора - 559 единиц, уксусной кислоты - 227, поливинилхлорида - 30, суперфосфатной кислоты - 8, молока - 61). Всего модернизация возможна для 2,7 тыс. цистерн для пищевых грузов, кислоты и других химических продуктов", - отмечают эксперты.
При этом в перспективе модернизация оказывается нецелесообразна для 1,07 млн вагонов, в том числе 516 тыс. полувагонов, 280 тыс. цистерн, 76 тыс. хопперов, 66 тыс. крытых вагонов и около 50 тыс. фитинговых платформ, добавляет "INFOLine". Аналитики напоминают, что с модернизацией же связывали большие надежды ряд крупнейших операторов с высоким уровнем износа парка, а также вагоноремонтный комплекс. Однако в мае-декабре 2015 г. АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, "дочка" ОАО "Российские железные дороги"), ПГК, "Нефтетранссервис", "Куйбышевазот", "Уралхим-Транс" и "Транснефтехим" успели модернизировать чуть более 400 полувагонов. Такие работы выполняли АО "Вагонная ремонтная компания-2" ("дочка" РЖД, в челябинском депо), "Рославльский ВРЗ", ЗАО "ТСЗ Титран-Экспресс" и АО "ВРК-3" (в Кургане).
Более того, по состоянию на конец 2015 г. в ФГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" имелась техническая документация для модернизации с продлением срока службы по 151 модели грузовых вагонов, в том числе по 95 моделям цистерн, 30 моделям платформ, 12 моделям крытых вагонов, 12 моделям полувагонов и двум моделям хопперов. Кроме того, добавляет "INFOLine", учреждение получило запросы еще от 12-ти собственников подвижного состава на разработку документации дополнительно на 37 моделей вагонов (26-ти цистерн, пяти хопперов и других). "В условиях изменения нормативной базы подавляющее большинство из проектов по проведению модернизации не будут реализованы", - считают эксперты.
ИА "Интерфакс"