Порты: опора на слабый рубль
Основные грузы, делающие кассу в общем грузообороте морских портов РФ, по итогам 2015 года показали рост. Секрет прост: катастрофическое падение рубля позволило сохранить конкурентные преимущества на мировых рынках. Этот же механизм будет действовать и в текущем году. Обратный эффект ударил сильно по контейнерным грузам, объем которых по итогам года упал на четверть.
В целом грузооборот морских портов в РФ вырос на 5,7%, до 677 млн тонн. Рост был и по наливным грузам (+6%), и по сухим (+5,3%).
Перевалка сухих грузов росла за счет увеличения объемов угля (+6%), зерна (+15,1%), черных металлов (+12,2%), грузов на паромах (рост в 2 раза за счет перевозок в Крым), минудобрений (+8,9%), руды (+10,8%) и лесных грузов (+10,7%).
В категории "наливные" все основные грузы показали рост.
Крупнейшие водные бассейны по итогам года увеличили объем. Грузооборот морских портов Арктического бассейна увеличился на 1,1%, до 35,4 млн тонн, Балтийского на 3,2%, до 230,7 млн тонн, Азово-Черноморского - на 10,2%, до 233 млн тонн, Дальневосточного - на 5,2%, до 171 млн тонн. Упал только грузооборот портов Каспийского бассейна - на 16%, до 6,7 млн тонн.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ПОДДЕРЖАЛА УГОЛЬ
Все водные бассейны по итогам 2015 года показали рост перевалки угля, кроме Арктического. Здесь перевалка угля упала на 4,3%, до 15,032 млн тонн. В частности снизили перевалку "Мурманский МТП" (предприятие СУЭК), "Архангельский МТП" и "Кадалакшский МТП". Как сказал "Интерфаксу" источник в одной из транспортных компаний, занимающихся перевозкой угля в порты Арктического бассейна, перевалка угля в Мурманском порту просела из-за переориентации грузов СУЭК на Восточное направление. По данным Platts, тонна на базисе CIF Северная Европа в первой половине 2015 года колебалась на уровне $58-62, во второй половине - $58-47. В то же время на Востоке ставки были $62-68 и $65-55, соответственно.
В Балтийском бассейне грузооборот угля вырос на 9%, до 28,2 млн тонн. В основном за счет роста перевалки на "Ростерминалугле" (входит в "Кузбассразрезуголь" (MOEX: KZRU)) - на 13%, до 17,5 млн тонн. Выросла также перевалка угля у "Универсального перегрузочного комплекса" (UCL Holding) - на 3%, до 4,1 млн тонн. Часть грузов российские стивидоры оттянула у стран Прибалтики. По итогам года порты Балтии перевалили внешнеторгового российского угля меньше на 7% - 18,9 млн тонн.
Сильно выросла перевалка угля в Азово-Черноморском бассейне - на 19,2%, до 8,973 млн тонн. Нарастил перевалку угля "Новороссийский МТП" - на 30%, до 1,6 млн тонн, "Туапсинский МТП" (UCL Holding) - на 6%, до 2,8 млн тонн, "Таганрогский МТП" (UCL Holding) - на 34%, до 0,62 млн тонн. В тоже время сократилась перевалка российского угля через Украинские порты - на 12%, до 3 млн тонн.
Дальневосточный бассейн, основной по перевалке угля, увеличил грузооборот на 6%, до 71 млн тонн. Нарастили перевалку "Дальтрансуголь" (входит в СУЭК) - на 7,6%, до 18,3 млн тонн, "Восточный порт" (MOEX: VOPT) (подконтрольный ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" ) - на 4%, до 22,7 млн тонн, "Восточно-уральский терминал" ("Трансхимэкспорт") - в 1,8 раза, до 3,7 млн тонн, "Терминал Астафьева" (группа "Аква-Ресурсы") - на 20%, до 1,5 млн тонн. В то же время сократил перевалку "Торговый порт Посьет" (входит в группу "Мечел" (MOEX: MTLR) ) - на 1,5%, до 5,048 млн тонн. "Порт Ванино" (MOEX: MTPV), крупнейшим клиентом которого является "Мечел", также сократил перевалку.
Добыча угля в России в 2015 году по отношению к 2014 году выросла на 4,2%, до 372 млн тонн, следует из данных Минэнерго. Экспорт остался практически на уровне 2014 года - 151,4 млн тонн. Несмотря на сохранение объема экспорта в физическом выражении, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в денежном выражение падение составило почти 20%, до $9,5 млрд.
Основные угледобывающие компании по итогам 2015 года увеличили добычу. Крупнейший в России производитель угля - СУЭК - по итогам 2015 года добыл 97,8 млн тонн (+1,1%). Объем международных продаж вырос на 3%, до 47 млн тонн.
"Кузбассразрезуголь" увеличил в 2015 году добычу на 2,1%, до 44,4 млн тонн. Соотношение объемов поставок на внешний и внутренний рынок практически не изменилось: на экспорт было отгружено 29,8 млн тонн, на внутренний - 11,8 млн тонн. В 2016 году КРУ планирует сохранить объемы добычи и соотношение экспортных и внутренних поставок, сообщала компания в релизе по итогам работы 2015 года.
Увеличили в 2015 году добычу угля предприятия ХК "СДС" - на 5%, до 30 млн тонн. Экспорт вырос на 3%, до 22,6 млн тонн.
В 2016 году, по прогнозу Минэнерго, Россия может сохранить добычу на уровне 2015 года. По словам замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского, экспорт угля в текущем году, как на восточном, так и на западном направлении сохранится на уровне прошлого года, "но тенденции, связанные с обострением конкуренции на мировых рынках, будут продолжаться".
Цены на коксующийся и энергетический уголь в текущем году расти не будут, а возможно даже наоборот будут падать, говорит Олег Петропавловский из БКС. Сокращается потребление обоих видов углей в мире. На энергетический уголь давит снижение цен на газ и переход на другие более экологичные виды топлива.
И если конкуренцию среди угледобывающих стран Россия может выигрывать за счет девальвации рубля, то конкурировать с другими видами топлива будет сложно, считает аналитик.
ЗЕРНО СТАБИЛЬНОСТИ
Перевалка зерна в 2015 году выросла на 15%, до 34,4 млн тонн. Основной площадкой для перевалки зерна в России является Азово-Черноморский бассейн. По итогам года здесь перевалка выросла на 14%, до 32,1 млн тонн. В Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах также был рост - на 21%, 95%, 38%, соответственно (суммарный объем на три бассейна не превысил 3 млн тонн). ОАО "Туапсинский МТП" увеличил экспорт зерна на 6%, до 1,8 млн тонн, ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" - на 3%, до 2,8 млн тонн, ООО "Промэкспедиция" - на 37%, до 3 млн тонн, ПАО "НКХП" (MOEX: NKHP) - на 6%, до 3,4 млн тонн.
В то же время крупнейший игрок этого рынка по итогам года показал снижение по зерну. Группа НМТП сократила перевалку на 9,7%, до 6,7 млн тонн. "На объемах зерна отрицательно сказались ограничения на экспорт пшеницы, введенные правительством РФ в начале 2015 года, и затоваривание резервуарного парка пшеницей до снижения экспортной пошлины в мае 2015 года, а также нестабильная ситуация в Египте во втором полугодии, приведшая к задержкам в открытии аккредитивов и отгрузке судов", - комментировала компания производственные годовые показатели.
На 1% сократил перевалку еще один крупный игрок на этом рынке - группа "Делопортс". По итогам года зерновой терминал "КСК" (актив группы) обработал 2,81 млн тонн.
Урожай зерна в 2016 году ожидается чуть больше прошлого года. В 2015 году РФ собрала 104,3 млн тонн зерна, задача на 2016 год - не менее 105 млн тонн, сообщал Минсельхоз.
По прогнозам министерства сельского хозяйства США, в текущем сельхозгоду Россия станет крупнейшим мировым экспортером пшеницы.
Укрепление РФ и Аргентины на мировом рынке зерна связано с высокими урожаями, девальвацией рубля, а также снижением цен на нефть, что сделало более дешевыми перевозки зерна из этих стран.
По данным замдиректора департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игоря Павенского, экспорт зерна через российские порты в 2015 году составил 28,3 млн тонн. В текущем году экспорт будет не меньше, прогнозирует эксперт.
Аналитик ИК "Уралсиб" (MOEX: USBN) Денис Ворчик допускает, что из-за политической напряженности объем поставок зерна в Турцию (второй по величине импортер российского зерна - ИФ) из РФ может снизиться. Однако И.Павенский не видит серьезных проблем в случае, если Турция введет эмбарго. Российское зерно найдет другие рынки - например, в азиатском и африканском регионах, отмечает эксперт.
В целом зерновой стивидорный сектор остается привлекательным для инвесторов. Несмотря на экономический кризис в прошлом году зерновой терминал НКХП успешно провел IPO.
НЕФТЬ СОХРАНИЛА ОБЪЕМЫ
Несмотря на падение цен на нефть, по итогам года Россия увеличила ее добычу на 1,4%, до рекордных 534 млн тонн. Экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 10,6%, до 220,3 млн тонн. Экспорт через порты вырос на 11%, до 158,5 млн тонн (в целом перевалка нефти в портах выросла на 8%, до 202 млн тонн).
Крупнейшие игроки на рынке перевалки нефти закончили год ростом. Группа НМТП нарастила объемы перевалки на 3,3% (экспортной и транзитной нефти). Через терминал "Шесхарис" было перевалено 30 млн тонн (-1,2%), через "Приморский торговый порт" (ПТП, конечная точка БТС) - 45,1 млн тонн (+6,6%). ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК, конечная точка БТС-2) увеличила перевалку на 15,3%, до 26,8 млн тонн (экспортная и транзитная нефть). ООО "Транснефть - Порт Козьмино" (конечная точка ВСТО) увеличил объем перевалки на 22%, до 30,4 млн тонн.
В 2016 году перевалка экспортной нефти через Приморск может упасть. Вице-президент "Транснефти" (MOEX: TRNF) Сергей Андронов в конце января заявлял, что согласно заявкам от нефтяных компаний, через Новороссийский порт ожидается перевалка 27 млн тонн (в 2015 году было 22,1 млн тонн), через Приморск - 35,5 млн тонн (было 45,1 млн тонн), через Усть-Лугу - 23 млн тонн (было 17,6 млн тонн), через Козьмино - 31 млн тонн (было 30,4 млн тонн).
Впрочем, это еще не конечные цифры. Глава "Транснефти" Николай Токарев говорил, что компания будет летом обсуждать с нефтяниками корректировку прогнозов по экспорту нефти.
КОНТЕЙНЕРНЫЙ ПРОВАЛ
Контейнерный рынок тяжелее всех переживает девальвацию рубля. По итогам года перевалка контейнеров в портах России упала на четверть - до 3,9 млн TEU. Количество груженых контейнеров упало на 20%, до 2,9 млн TEU, порожних - на 38%, до 1 млн TEU.
Перевалка контейнеров упала по всем основным портам: Санкт-Петербург - на 28%, до 1,715 млн TEU, Владивосток - на 29%, до 0,619 млн TEU, Новороссийск - на 19%, до 0,584 млн TEU, Восточный - на 26%, до 353 млн TEU, Калининград - в 2 раза, до 0,179 млн TEU.
Группа Global Ports, крупнейший контейнерный оператор РФ, показала снижение перевалки хуже рынка. Четыре основных терминала группы показали слабые результаты: ОАО "Петролеспорт" - 376,3 тыс. TEU (-42,8%), ЗАО "Первый контейнерный терминал" - 577,6 тыс. TEU (-38,6%), ООО "Моби Дик" - 168,8 тыс. TEU (-25,8%) и ООО "Восточная стивидорная компания" - 353,2 тыс. TEU (-25,6%). "Global Ports, в отличие от конкурентов, не снижали тарифов на перевалку и, как следствие, теряли объемы больше, чем другие компании", - говорит Елена Сахнова из "ВТБ Капитала". Аналитик ИК "Уралсиб" Денис Ворчик добавляет, что на показатели группы повлияло падение авторынка, поскольку грузы для автопроизводителей составляют существенную долю в объемах Global Ports.
Существенно также упала перевалка у ОАО "Владивостокский МТП" (группа FESCO) - до 345 тыс. TEU (-32,8%), ОАО "Новорослесэкспорт" (MOEX: NOLE) (группа НМТП) - до 223,6 тыс. TEU (-24,8%), ОАО "Новороссийский УТЭП" (группа "Делопортс") - до 202,6 тыс. TEU (-23,5%).
Из топ-10 контейнерных терминалов РФ в плюсе год закончил только один - ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (группа UCL) - 398 тыс. TEU (+2,7%). В пресс-релизе по итогам года компания отмечала, что увеличение грузооборота удалось достичь за счет улучшения сервиса и роста ж/д погрузки. В частности доля отгрузок железнодорожным транспортом увеличилась с 18% до 26,3% "благодаря реконструкции и расширению существующего железнодорожного фронта".
По итогам года в целом аналитики ждут продолжение падения рынка. "ВТБ Капитал" (MOEX: VTBC) прогнозирует снижение на 8%. Наибольшее падение ожидается в Северо-Западном бассейне - минус 10%, наименьшее на Дальневосточном - минус 2%.
Георгий Иванин из ИК "Открытие капитал" сказал "Интерфаксу", что их прогноз при стрессовом сценарии ($30 за баррель и среднем курсе доллара 83,6 рубля) контейнероборот портов в 2016 году упадет на 9%. При сценарии $47 за баррель и 67 рублей за доллар - падение на 1%.
Объем перевалки десяти крупнейших контейнерных терминалов* в 2015 году:
- ОАО "Петролеспорт" (группа Global Ports)- 376,3 тыс. TEU (-42,8%),
- ЗАО "Первый контейнерный терминал" (Global Ports) - 577,6 тыс. TEU (-38,6%),
- ОАО "Владивостокский МТП" (группа FESCO) - 345 тыс. TEU (-32,8%),
- ООО "Моби Дик" (Global Ports) - 168,8 тыс. TEU (-25,8%),
- ООО "Восточная стивидорная компания" (Global Ports) - 353,2 тыс. TEU (-25,6%),
- ОАО "Новорослесэкспорт" (группа НМТП) - 223,6 тыс. TEU (-24,8%),
- ОАО "Новороссийский УТЭП" (группа "Делопортс") - 202,6 тыс. TEU (-23,5%),
- ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" - 129 тыс. TEU (-13,2%)
- ОАО "Новороссийский МТП" (группа НМТП) - 157,5 тыс. TEU (-1%),
- ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (группа UCL) - 398 тыс. TEU (+2,7%),
*доля этих компаний составляет 74,3% общего рынка перевалки контейнеров в порта РФ.
ИА "Интерфакс"