Версия для печати

Плата за списание: правительство обсуждает ужесточение правил продления сроков службы вагонов, железнодорожные операторы хотят получить субсидию на покупку новых

Дата новости: 09/06/2014

Чтобы стимулировать спрос на новые вагоны (с повышенной грузоподъемностью — 25 т на ось), правительство приняло несколько мер поддержки: дало тарифную скидку (до 6%) на перевозку в таких вагонах и субсидию для лизинговых компаний (компенсация 90% ставки лизингового платежа за покупку вагона с улучшенными характеристиками либо скидка на аванс при утилизации старого вагона).

В 2014—2016 гг. на это пойдет из бюджета 7,1 млрд руб.

Правительство вернулось к обсуждению проблемы продления сроков службы вагонов. С 1 августа вступит в силу Технический регламент Таможенного союза, который запретит продлевать срок службы вагонов. До сих пор можно было продлить жизнь вагона на половину срока службы после капитального и деповского ремонтов. По новым правилам сделать это можно будет, только пройдя процедуру модернизации и сертификации — эти процедуры более дорогие и долгие. Это должно стимулировать операторов обновлять парк.

Поэтому железнодорожные операторы настаивают на введении с 1 августа переходного периода, иначе стоимость нового парка окажется для операторов запредельной, рассказал источник, близкий к одному из участников прошедшего в минувший четверг совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, где обсуждалась эта проблема. Вагоностроители настаивали на исполнении регламента Таможенного союза, рассказывает еще один источник. «Вице-премьер, услышав доводы сторон, согласился, что необходимо искать компромисс в отношении переходного периода, который, с одной стороны, не позволит бесконтрольно продлевать все вагоны, с другой — не будет скрытой формой запрета на продление вагона», — говорит заместитель гендиректора ПГК Михаил Курбатов (один из участников совещания).

Если регламент вступит в силу в существующем виде, то операторам нужно будет закупать по 65 000–100 000 новых вагонов в год, потратив на это 390 млрд руб., приводит данные один из источников «Ведомостей». Ужесточение правил продления сроков службы вагонов решит проблему профицита парка на сети РЖД — с этим согласились участники совещания, говорит источник, близкий к руководству одного из вагоностроительных предприятий. Операторы готовы обновлять парк и испытывают потребность в инновационных вагонах, уверяет источник в ПГК. Но цена инновационных вагонов (2,5 млн руб. — у ТВСЗ, 1,8 млн руб. — у УВЗ) слишком высока даже с учетом всех имеющихся скидок, льгот и улучшенных характеристик (см. врез), отмечает он. По подсчетам ПГК, для того чтобы замена действующего вагона на новый, инновационный, была оправданна, необходима компенсация в 900 000 руб. «Сумма может быть меньше, если государство предоставит льготные условия финансирования, а вагоностроители поработают с себестоимостью и снизят отпускные цены на вагоны», — отмечает собеседник «Ведомостей». Возможность предоставления субсидий операторам обсуждалась на совещании, подтверждает источник, близкий к другому участнику встречи. Теперь нужно понять, какая поддержка нужна. По его данным, достаточно и 500 000 руб. за вагон. Нашли ли эти предложения поддержку у чиновников, вчера выяснить не удалось.

Ограничение права продлевать сроки службы грузовых вагонов обсуждается уже больше года. Сейчас 22% всех вагонов в стране с истекшим сроком службы (272 000 из 1,23 млн), средний возраст вагонов — 15,2 года (см. график на www.vedomosti.ru), говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Запрет продления окажет наиболее сильное влияние на бизнес ПГК, «дочки» РЖД — Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Русагротранса», констатирует эксперт.
Вагоностроители и операторы рассчитывают, что проблему с продлением сроков службы решит президент Владимир Путин. На этой неделе у него должно состояться совещание на эту тему. Понятно, что проблема продления сроков службы не связана с безопасностью и скоростью движения на сети, говорит Бурмистров, каждый защищает свои интересы: вагоностроителям нужно продать свою продукцию (спрос на новые вагоны сократился на 30% в 2013 г. и продолжает падать), с другой стороны — операторы, которые работают на грани рентабельности и у них нет денег на обновление парка; есть еще РЖД, которая старается решить проблему профицита парка на сети.

Представитель Минтранса на вопросы не ответил, с представителями Минпромторга, Дворковича, УВЗ связаться не удалось. Представители ТВСЗ, ФГК отказались от комментариев.

Милана Челпанова
Газета «Ведомости», 102 (3606)

Вернуться к списку новостей