ОЗК планирует заработать на портовом и железнодорожном бизнесе
Государственный зернотрейдер Объединенная зерновая компания (ОЗК) в новой стратегии до 2020 года сконцентрируется на решении логистических задач. По данным «Ъ», ОЗК планирует развивать портовые, элеваторные и вагонные мощности.
За счет этого бизнеса ОЗК рассчитывает нарастить выручку почти вчетверо, до 93 млрд руб. Планы компании соответствуют тренду на участие зерноторговцев в портах и складах. Вагонами конкуренты ОЗК не занимаются — но и она крупным вагонным оператором не станет.
Совет директоров ОЗК в июне утвердил стратегию до 2020 года и направил документ в правительство, сообщили «Ъ» два источника, близкие к компании. Зернотрейдер, 50% плюс 1 акция которого принадлежит государству, а остальное — структуре группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, намерен почти вчетверо нарастить выручку: к 2020 году она должна составить 93 млрд руб., EBITDA — 15 млрд руб., а общий объем инвестиций компании до 2020 года — около 40 млрд руб. По словам источника «Ъ», 25–30% средств на инвестпрограмму выделит сама ОЗК, а остальное займет. В
По итогам 2013 года выручка ОЗК составила 24,69 млрд руб., а чистый убыток — 659 млн руб. В последние три года ОЗК не инвестировала в новые проекты, указав в годовом отчете «потребность в инвестициях» в размере 813 млн руб.
Рост выручки ОЗК планирует обеспечить за счет развития логистической инфраструктуры, в первую очередь в
Кроме того, стратегия компании предполагает расширение реконструкции зернового терминала в Новороссийске. На это будет направлено 4 млрд руб., сообщил источник в ОЗК и подтвердили в компании. Мощности терминала вырастут с 3 млн до 6 млн тонн за счет реконструкции железнодорожных путей; замены устройств по приемке и подаче зерна причалом; постройки дополнительных емкостей хранения зерна на 100 тыс. тонн; строительства второй эстакады; увеличения мощностей по погрузке на суда. Первый этап работ завершится к 2016 году, второй — к
Параллельно ОЗК планирует создать железнодорожного оператора с парком из 2 тыс.
В последнее время все крупные трейдеры на российском зерновом рынке стремятся обзавестись своими перевалочными мощностями. Так, в 2013 году Cargill купил 25% терминала в Новороссийске у группы «Дело» Сергея Шишкарева, в 2012 году Glencore и Kernel приобрели терминал «Эфко» в Тамани, а Louis Dreyfus готов участвовать в постройке терминала в порту «Таманьнефтегаза». На рынке железнодорожных перевозок трейдеры пока не работают. Впрочем, и парк ОЗК в 2 тыс. вагонов вряд ли составит конкуренцию крупнейшему перевозчику «Русагротрансу» (около 30 тыс. зерновозов). ОЗК в этом случае скорее обеспечит лишь припортовую перевозку, говорят участники рынка.
Анна Зиброва