ОБЗОР: Стивидоры должны сами устанавливать свои тарифы – эксперты кабмина РФ
Аналитический центр при правительстве РФ считает целесообразным сохранить действующую форму государственного регулирования тарифов на стивидорные услуги.
"Сохранить действующую форму государственного регулирования тарифов на стивидорные услуги (установление стивидорами тарифов самостоятельно с обязательным ежеквартальным информированием ФАС России, которая в свою очередь осуществляет мониторинг цен и в случае необходимости может выдать предписание о необходимости их пересмотра в сторону уменьшения)", - говорится в аналитической записке центра, с которой ознакомилось РИА Новости.
Из записки также следует, что предлагается обязать стивидоров устанавливать тарифы для российских компаний в рублях, для нерезидентов - в долларах. Также предложено определять тарифы на каждую из возможных технологических операций по погрузке, выгрузке и хранению.
Эксперты аналитического центра предлагают провести оценку, разработанного ФАС проекта приказа, и по итогам оценки рассмотреть возможность применения отдельных его положений при установлении цен стивидорами.
Источники РИА Новости в отрасли сообщили, что аналитический центр при правительстве проведёт 19 августа "круглый стол" по теме регулирования стивидорных услуг в морских портах. По итогам обсуждения он представит свои экспертные рекомендации в правительство.
Постепенная отмена госрегулирования тарифов в морских портах России началась в 2011 году. ФАС предлагает снова вернуться к тарифному регулированию на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и услуги буксиров в морских портах РФ с января 2017 года. Ведомство также предлагает запретить устанавливать тарифы в портах в иностранной валюте. Против этих инициатив выступает Минтранс.
Позднее ФАС несколько изменила риторику, сообщив, что решение о тарифном регулировании в портах должно основываться на анализе рынка, и если анализ покажет, что есть конкуренция, то регулирование тарифов не нужно.
ПИСЬМА ФАС
Вместе с тем эксперты Аналитического центра обращают внимание на противоречивую позицию ФАС по вопросу регулирования тарифов на стивидорные услуги.
Письмом от 26 июня руководитель ФАС Игорь Артемьев представил доклад в правительство, в котором отметил необходимость отменить ранее установленные тарифы на стивидорные услуги, а также формы регулирования для отдельных хозяйствующих субъектов и вернуться к ценовому регулированию государством тарифов на них, говорится в записке.
Однако письмом от 21 июля замруководителя ФАС Сергей Пузыревский представил в Торгово-промышленную палату проект указа, в котором, в том числе, предусматривается поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности.
"По мнению Аналитического центра при правительстве РФ, со стороны ФАС России необходимо формирование единой позиции и для правительства РФ, и для бизнеса", - сказано в документе.
Такой подход ФАС к решению данного вопроса, когда в правительство представляются одни предложения (жесткие меры по регулированию стивидорных услуг), а бизнесу, в частности в ТПП — противоположные (по поэтапному прекращению регулирования стивидорных услуг), может привести к дестабилизации на рынке, в том числе к недоверию бизнеса к власти, а также ухудшению инвестклимата, говорится в записке.
Перевалка грузов через морские порты России за последние 10 лет увеличилась в 1,6 раза, до 676,7 миллиона тонн. При этом, согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры, правительством поставлена задача по увеличению грузооборота морских портов РФ к 2030 году до чуть более 1 миллиарда тонн в год.
"Таким образом, в целях наращивания объемов грузооборота морских портов России, темпами не ниже уровня прошлых лет представляется целесообразным продолжать осуществлять меры, направленные на повышение конкурентных преимуществ морских портов России, в том числе для возможности перенаправления грузов из зарубежных портов", - говорится в записке.
https://commerce.1prime.ru/business/news/605895