Минтранс РФ не видит оснований переходить на рост ж/д тарифов по "проминфляции минус"
Оснований для перехода на индексацию грузовых железнодорожных тарифов по принципу "промышленная инфляция минус" пока нет, заявил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих по итогам совещания по долгосрочной программе развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года, которое в понедельник провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
"На сегодняшний момент для такого решения пока оснований не видно. Сегодня базовым для расчета и принятым в долгосрочной тарифной политике является индекс потребительских цен. Ранее было утверждено решение о том, что рассчитывается "индекс потребительских цен минус 0,1%". Соответственно, это решение и будет исполняться", - сказал министр.
Действующий порядок индексации по принципу "инфляция минус" был утвержден правительством в конце 2017 г. Уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактического роста потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. В прогнозе министерства экономического развития РФ до 2024 г., утвержденном в сентябре, говорится, что рассчитанная по формуле индексация ставок в 2019 г. составит 3,5%.
Однако "Российские железные дороги" предлагали рассчитывать индексацию грузовых тарифов по формуле "инфляция минус", ориентируясь на рост цен в промышленности, а не в потребительском секторе, считая, что так будет более справедливо. "Сейчас формула сделана по потребительской инфляции. У нас же основными (объектами потребления - ИФ) являются энергетика, топливо и металлы. Если посмотреть прогноз Минэкономразвития по этим позициям и рост по факту в этом году, можно увидеть разницу. Более справедливо мерять той продукцией, которую ты потребляешь", - заявлял первый замглавы РЖД Вадим Михайлов.
В проекте своей долгосрочной программы развития до 2025 г. монополия приводила параметры только базового сценария прогноза социально-экономического развития РФ, которые на несколько процентных пунктов выше индексации потребительской инфляции. Расчет "инфляции минус" на их основе дает индексацию грузовых тарифов в 2019 г. примерно на 6,375%. По консервативному варианту расчетная индексация чуть ниже - 5,875%. Между тем, "по факту" разница между потребительской и промышленной инфляцией составляет 5 процентных пункта, отмечал В.Михайлов.
Федеральная антимонопольная служба РФ в середине октября включила в проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов (в 2019-2025 гг.) положение о том, что размер повышения может пересчитываться по отдельным видам грузов, закупаемых РЖД, если их рыночная стоимость превышает параметры инфляции, учтенные при расчете роста ставок. При этом сам принцип расчета повышения тарифов на основе индекса потребительских цен менять не предполагается.
Служба финансово-экономической информации