Версия для печати

Минтранс предполагает отказаться от инвестсоставляющих в грузовых ж/д тарифах

Дата новости: 06/11/2014

Министерство транспорта РФ предполагает отказаться от такого механизма участия государства в развитии ж/д транспорта как «инвестиционная составляющая в грузовых тарифах ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD).

Его не содержится в проекте обновленной стратегии развития ж/д транспорта на период до 2030 г. (опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru). «С учетом первоочередности и ограниченности финансовых средств проведена корректировка перечня мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры», — говорится в пояснительной записке к проекту.

Остальные же возможные модели финансирования в новом документе сохранены. Речь идет о предоставлении средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ и на участие в инвестиционных проектах на условиях частно-государственного партнерства (ГЧП), об установлении на «отдельных участках новых линий» тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств, а также иных формах государственной поддержки «в соответствии с законодательством РФ».

Сохранен и тезис о том, что для строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) «возможна разработка специального механизма финансирования на условиях ГЧП». При этом Минтранс отмечает в проекте, что для формирования источников финансирования необходимо дерегулировать тарифы в конкурентных сегментах рынка железнодорожных услуг, применять «косвенные методы регулирования тарифов», расширять границы ценового коридора для перевозки транзитных грузов.

Одновременно ведомство указывает, что нужен переход к «сетевому контракту» в расчетах государства с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) за пользование инфраструктурой — «с проведением долгосрочной тарифной политики», распространение инфраструктурных облигаций, поддержка комплексных инвестиционных проектов и обеспечение содержания инфраструктуры.

Среди других условий — «рациональная целевая модель рынка», «упорядочение работы операторов и конкуренции перевозчиков», выравнивании условий доступа к инфраструктуре через инфраструктурную субсидию пригородным пассажирским компаниям «на долгосрочную перспективу», концессионный подход к инфраструктурным проектам (в первую очередь — по ВСМ). Прибыль РЖД при этом будет в приоритетном порядке направляться на обновление и развитие ж/д транспорта, отмечает ведомство.

Действующая стратегия была утверждена правительством РФ в июне 2008 г. Скорректированный ее вариант, согласно пояснительной записке, подготовлен Минтрансом с учетом фундаментальных концепций долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также отраслевых стратегий. Кроме того, учтены региональные стратегии развития, в том числе арктической зоны РФ, Дальнего Востока и байкальского региона.

В основе документа — тезис о необходимости ликвидировать «узкие места» на железнодорожной сети. Согласно проекту, их протяженность сейчас составляет 10,2 тыс. км. «На основных направлениях сети железных дорог, обеспечивающих около 80% грузооборота всего железнодорожного транспорта, протяженность „узких мест“ составляет около 25%», — говорится в документе. В версии 2008 г. фигурирует цифра 8,3 тыс. км, «или около 30% протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта».

Также в новом варианте стратегии зафиксировано, что она направлена на «осуществление мероприятий по гражданской обороне на железнодорожном транспорте», в том числе — эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей