Версия для печати

Минтранс подготовил методику для оценки инновационности вагонов исходя из влияния на путь

Дата новости: 19/08/2016

Министерство транспорта РФ подготовило проект приказа, утверждающего методику оценки экономической эффективности грузовых "инновационных" вагонов.

Документ опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru.

Соисполнителями выступали министерство промышленности и торговли РФ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Документ будет проходить публичное обсуждение до 12 сентября. Предполагается, что приказ вступит в силу уже в 2016 г.

Методика необходима для программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 г. (утверждена правительством РФ в январе), которая предполагает тарифные стимулы для покупателей вагонов с улучшенными характеристиками, снижающими расходы владельца железнодорожной инфраструктуры при их эксплуатации. В документе определяется порядок расчета этого экономического эффекта.

Заявку на признание вагона инновационным может подать как его производитель, так и владелец (и тот, и другой должны иметь регистрацию в РФ). При этом компания должна выбрать аналог для сравнения, сходный по роду, с наибольшим грузооборотом среди других моделей и имеющий общее количество осей тележек. Затем проводятся сравнительные исследования, определяется удельное сопротивление движению и воздействие на железнодорожный путь. Методика позволяет совмещать испытания по воздействию на путь с сертификационными.

Проводить испытания имеет право организация, аккредитованная для выполнения соответствующих работ. Владелец ж/д инфраструктуры (на большей части РФ это ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) ) в течение 10 дней должен согласовать методику испытаний. При этом документ позволяет предоставлять методики и протоколы испытаний другой модели оцениваемого вагона, если максимальная масса тары и номинальная грузоподъемность у заявляемой модели отличаются не более чем на 10% от аналога, конструкция тележки идентична, а акты и протоколы принадлежат заявителю.

По итогам испытаний сравниваются текущие затраты РЖД от использования модели грузового вагона с улучшенными техническими характеристиками и серийно выпускаемых аналогов. Представленная в проекте формула суммирует изменение расходов на топливно-энергетические ресурсы и содержание локомотивов ("в результате изменения участковой скорости движения при маршрутной отправке"), расходов на обслуживание грузовых вагонов в пути - как при маршрутной, так и при повагонной отправке, а также затрат на содержание пути. В проекте приведена подробная методика расчета каждого из этих элементов. Общее снижение годовых затрат владельца инфраструктуры определяется из расчета на один вагон.

Для испытаний по определению удельного сопротивления и затрат на содержание пути оцениваемые вагоны и их аналоги должны быть сформированы в четыре опытных состава не менее чем с 65 вагонами в каждом. Один должен состоять полностью из новых вагонов, второй - из новых аналогов или вагонов, прошедших плановый ремонт с заменой деталей ходовой части, третий - из новых с пробегом более 250 тыс. км, четвертый - из аналогов с пробегом более 100 тыс. км. В каждом поезде подвижной состав должен быть загружен одинаковым грузом не менее чем на 98% от полной грузоподъемности. Все вагоны должны иметь акт технического обследования. В ходе испытаний должна использоваться одна серия локомотивов, совершается от двух до 5 поездок.

Удельное сопротивление будет определяться измерением силы тяги на автосцепке перед первым вагоном состава "во всем интервале допускаемых скоростей движения с шагом не более 20 км/ч". Частота регистрации - не реже одного раза в секунду. При этом будут выбираться прямые участки пути без резких изменений профиля пути. На выбранных интервалах не должно быть резких изменений скорости движения и силы тяги.

О разработке методики ранее уже говорили представители "Российских железных дорог". Монополии важно, чтобы при определении "инновационности" вагонов и тарифных преференций возникала экономия для самих РЖД как владельца инфраструктуры, на которые воздействуют эти вагоны, подчеркивала советник президента монополии Тамара Стебунова.

"Слово "инновационное" - не очень мне понятное. Был люк внизу, сделали люк вверху, но с точки зрения эксплуатации он никакой экономии ("Российскими железным дорогам" - ИФ) не дает. С какой стати я ему должна дать скидку? Инновационный вагон может приносить огромную экономию оператору, у него увеличится межремонтный пробег - почему я скидку должна давать? Если вагон позволяет загрузить больше - это удача грузоотправителя, я опять с этого не имею ничего", - отмечала она.

"Другой вопрос, что могут появляться вагоны, конструктивные особенности которых позволяют на путь воздействовать щадяще, рельсы не так изнашивает. Тогда - да. Если вдруг появляются вагоны, которые при эксплуатации значительно снижают расходы РЖД, то, наверное, это можно будет учесть через систему коэффициентов. Если есть тип вагона с техническими параметрами, (который - ИФ) ввиду каких-то конструктивных особенностей приводит к значительной экономии затрат - почему нет? Наверное, такое возможно", - говорила Т.Стебунова, добавляя, что "будет принята методика, которая позволит проводить оценку вот этого эффекта для РЖД".

Как будут оформлены тарифные скидки на такие вагоны, будет определяться количеством подвижного состава. "Необходимо будет реализовать (преференции - ИФ) в прейскуранте (регулируемых государством тарифов - ИФ) - значит реализуем в прейскуранте. Можно будет решить и через (тарифный - ИФ) коридор. Это пока такой вопрос", - отмечала Т.Стебунова. "Если все вагоны в один момент станут инновационными, то у нас базовой тарифной схеме будут соответствовать все эти вагоны. Если других не будет, то мы будем тарифицировать только эти", - добавлял глава департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок РЖД Владимир Варгунин.

Тогда же представители "Российских железных дорог" отмечали, что рассчитывают сократить и число тарифных схем для разных типов вагонов, унифицировав их по основным техническим характеристикам. "Мы говорим сейчас, что хотим предложить инновацию по сокращению количества базовых тарифных схем через технические параметры массы тары, длины вагона. И это будет новое в прейскуранте по отношению к действующему", - заявлял В.Варгунин.

Тарифные преференции начали действовать с 2013 г., когда ныне влившаяся в ФАС Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ установила скидки на порожний пробег для четырех "инновационных" моделей вагонов, производимых ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ, Ленинградская обл., актив группы "Объединенная вагонная компания" (MOEX: UWGN)). По факту дисконт в "круговом рейсе" зависит от дальности перевозок.

Через некоторое время Федеральная антимонопольная служба указала на необходимость установить аналогичные схемы для всех производителей подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками. После этого тарифное ведомство дало преференции при эксплуатации еще двух моделей, которые производит "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD) (УВЗ), хотя формально они оказались меньше, чем у тихвинской продукции. Но и это ФАС не устроило. В декабре 2015 г. глава ведомства Игорь Артемьев заявил, что предоставленные ФСТ преференции по моделям отдельных производителей будут ликвидированы.

В феврале 2016 г. правительство согласилось сохранить действующие тарифные преференции для "инновационных" вагонов до введения новых, завязанных на их экономической эффективности для владельца инфраструктуры. Такое положение зафиксировано в протоколе совещания по развитию транспортного машиностроения, которое проводил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей