Версия для печати

Минэкономразвития за стимулы к консолидации ж/д операторов и создание "общего" парка

Дата новости: 11/09/2015

Министерство экономического развития РФ предлагает сохранить стимулы для консолидации на рынке грузовых ж/д перевозок, предусмотрев при этом создание единого парка подвижного состава для отправки малых и средних партий товаров.

Министерство экономического развития РФ предлагает сохранить стимулы для консолидации на рынке грузовых ж/д перевозок, предусмотрев при этом создание единого парка подвижного состава для отправки малых и средних партий товаров.

"Совершенствование сегмента включает продолжение формирования экономических стимулов, направленных на укрупнение парков грузовых вагонов, для эффекта масштаба; консолидацию универсального вагонного парка (в первую очередь полувагонов - ИФ) в управлении общесетевого перевозчика или под управлением субъекта (группы субъектов) операторского сообщества для повышения качества обслуживания повагонных отправок малых и средних грузоотправителей", - говорится в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. (с его копией ознакомился "Интерфакс").

В качестве основных инструментов стимулирования Минэкономразвития видит "создание экономических условий, при которых содержание излишнего парка становится нецелесообразным (увеличение платы за простой вагонов вне перевозочного процесса, штраф за длительное нахождение грузового вагона вне перевозки и так далее)". "Если применение экономических методов не приведет к необходимым результатам, то по решению уполномоченных органов власти возможно применение специальных мер регулирования количества грузовых вагонов на инфраструктуре общего пользования", - отмечает ведомство. Кроме того, министерство предлагает совершенствовать тарифное регулирование в сфере предоставления вагонов и при необходимости контролировать доминирующих субъектов по единой методике оценки потребного парка вагонов.

Объединенный парк нескольких собственников, по мнению ведомства, должен управляться по единой технологии общесетевым перевозчиком. Он, в частности, повысит эффективность использования ж/д сети, снизит количество "барьерных мест" и транспортные затраты грузоотправителей, считает Минэкономразвития, добавляя, что это возможно только при условии совершенствования тарифного регулирования. "Функционирование операторов с крупными парками вагонов позволяет обеспечить необходимый эффект масштаба", - отмечает ведомство.

"Коммерческая модель для сегмента предполагает следующие основные решения. Грузоотправители сохраняют возможность прямого заключения договоров на перевозку непосредственно с РЖД, а также самостоятельного привлечения вагонов для перевозок. "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) сохраняют централизованную сеть приема и обработки заявок на перевозки от грузоотправителей при постоянном повышении уровня автоматизации", - говорится в документе.

Министерство констатирует, что реформа вагонного сегмента ж/д перевозок обеспечила обновление парка в РФ за счет частных инвестиций, повысила клиентоориентированность ж/д операторов и создала конкуренцию между ними. В то же время это спровоцировало непрерывный рост числа грузовых вагонов: в 2011-2014 гг. оно увеличилось на 13% при росте грузооборота ж/д транспорта на 8% (к началу 2015 г. составило 1,232 млн единиц).

"В результате на сети сформировался значительный объем излишнего парка. При этом около 88% грузовых вагонов находится в управлении операторов (около 1 млн), остальные - в управлении грузовладельцев (11,4% - 130 тыс.)", - говорится в документе. Сейчас, правда, в связи с ужесточением технического регулирования рост практически прекратился, уточняет Минэкономразвития.

В настоящее время на рынке РФ работает более 1,8 тыс. компаний, из которых ж/д операторов - около 700. "Большинство управляет парком от нескольких единиц до нескольких сотен грузовых вагонов. Примерно 90% операторов имеют не более 1 тыс. вагонов в управлении, причем парки менее чем в 100 вагонов приходятся на 450 компаний. Общее количество вагонов в управлении этих компаний составляет не более 13 тыс. При этом 60% всех грузовых вагонов в РФ управляет всего 2,4% операторов", - приводит ведомство статистические данные.

Рост числа грузовых вагонов на ж/д сети и чрезмерное число участников рынка увеличило встречные порожние вагонопотоки, существенно увеличив нагрузку на инфраструктуру. В результате увеличилось количество "барьерных мест", ухудшилась технологическая координация перевозок, снизилась эффективность работы грузовых вагонов, отмечает министерство. В этой связи оно указывает на потребность адаптировать к сложившимся условиям технологии перевозок и нормативного регулирования. "В частности, возникает необходимость регулирования количества подвижного состава на ограниченной ж/д инфраструктуре в соответствии с методикой расчета оптимального количества парка", - отмечает Минэкономразвития.

По его мнению, модель рынка на период до 2020 г. должна предусматривать "высокую технологическую и экономическую эффективность при поддержании конкуренции на рынке грузовых вагонов". В частности, технологичность предполагает создание новой системы по управлению погрузочными ресурсами для их "максимально эффективного использования, минимизации порожних пробегов и нагрузки на инфраструктуру". "Для экономики страны принципиально важным является дальнейшее развитие рынка оперирования универсальными вагонами, в которых перемещается более 50% всех грузов)", - говорится в документе.

Также Минэкономразвития предлагает регулировать количество грузовых вагонов на ж/д сети "в соответствии с утвержденной методикой расчета профицита/оптимального парка" и совершенствовать государственное регулирование операторов, чтобы повысить эффективность работы вагонных парков и использования инфраструктуры. Для дальнейшего развития конкуренции ведомство предлагает совершенствовать тарифное регулирование "в части предоставления грузовых вагонов общесетевым перевозчиком".

При этом ведомство отмечает, что в рамках совершенствования отношений на рынке предоставления грузовых вагонов создаются условия для развития единой саморегулируемой организации (СРО). Она должна участвовать в разработке и принятии стандартов и правил операторской деятельности контроля, а также в ее контроле, обеспечивать эффективное взаимодействие операторов между собой, с отправителями и получателями грузов, перевозчиками и владельцами ж/д инфраструктуры. Кроме того, СРО, по мнению Минэкономразвития, должна обеспечивать имущественную ответственность своих участников перед потребителями "путем страхования и/или формирования компенсационного фонда".

ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей