Минэкономразвития предлагает перейти к тарификации ж/д перевозок с учетом веса вагона
Дата новости: 11/09/2015
"Для замедления роста затрат грузовладельцев необходимо разработать новую систему тарифообразования, стимулирующую перевозку грузов с высокой добавленной стоимостью, что положительно скажется на транспортной ситуации и будет способствовать созданию перерабатывающих производств и импортозамещению. Система должна включать переход к иной единице тарификации, например тонно-километрам брутто (то есть с учетом веса вагона). При такой системе будет появляться возможность экономить в тарифе за счет более современного подвижного состава", - говорится в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. (с его копией ознакомился "Интерфакс").
"Изменение формата кросс-субсидирования" позволит снизить зависимость доходов ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) от доли сырьевых грузов в структуре перевозок, а также повысит доходность при их сильном росте, отмечает ведомство. Кроме того, министерство предлагает изменить принципы формирования ставок на коротких "плечах" - "исходя из себестоимости таких перевозок". Также среди инициатив - "выделение в тарифе локомотивной составляющей, не зависящей от классности груза и типа вагона в составе поезда". Это позволит привлечь частные инвестиции в обновление парка локомотивов для перевозки всех видов грузов, считает ведомство.
"Также для долгосрочных тарифов необходимо ввести для грузоотправителей право заключения индивидуального контракта с РЖД в соответствии со значениями индексации, заложенными в прогнозе социально-экономического развития РФ. При этом, учитывая возможную неточность прогноза, необходимо предусмотреть право для владельца инфраструктуры на изменение тарифа на уровень, не превышающий среднее значение неточности за исключением "кризисных периодов" за предшествующие периоды", - говорится в документе. В этом случае максимальный тариф на весь период контракта становится "заранее определенным", что важно для тех грузоотправителей, которым наиболее важна стабильность в прогнозировании ж/д тарифов. В проекте министерство указывает, что сейчас механизм долгосрочных тарифов на перевозки фактически не используется.
Минэкономразвития отмечает, что действующая система тарифного регулирования, формировавшаяся в 2003 г. на основании данных о доходах и расходах в 2000-2001 гг. при преобладании вагонов общего парка (более 90%), "не отражает изменений в результате реформирования отрасли". Функции РЖД изменились, были выделены в отдельные "дочки" пассажирские активы, появились операторы подвижного состава, изменилось взаимодействие участников рынка. Все это диктует необходимость пересмотреть принципы тарифного регулирования. До 2020 г. в РФ необходимо устранить ряд положений тарифного регулирования, не соответствующих условиям рынка грузовых ж/д перевозок, считает министерство.
"Установленная система тарифных классов грузов и поправочные коэффициенты при изменении структуры грузооборота негативно влияют на доходную базу, достаточную для содержания и развития инфраструктуры. Тарифы на сырьевые грузы, которые в основном идут на экспорт, ниже себестоимости их перевозки, а тарифы на продукцию обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства значительно выше. С точки зрения логистики существующее кросс-субсидирование обуславливает большую привлекательность сырьевых активов, увеличение доли которых носит устойчивый характер и, следовательно, постоянно снижает доходность РЖД", - отмечает ведомство.
Снижение стоимости грузоперевозок в зависимости от их дальности стимулирует отправку преимущественно сырьевых грузов на дальние расстояния и негативно влияет на переход от сырьевой модели к "инновационному экономическому развитию России", пишет министерство. "На коротких расстояниях стоимость 1 тонно-километра может быть до двух раз выше, чем при перевозках на более дальних. При этом себестоимость отличается не более чем на 20-30%", - говорится в документе. Практически все грузоотправители, которые имеют возможность перейти на автомобильный транспорт, ушли на него, констатирует Минэкономразвития.
Отсутствие разделения в грузовом тарифе перевозочной и локомотивной составляющих не позволяет привлекать частные инвестиции в обновление парка локомотивов, также пишет министерство. Кроме того, инфраструктурная составляющая перевозчика в так называемых "собственных поездных формированиях" (СПФ, когда частные владельцы локомотивов самостоятельно перевозят грузы в вагонах с использованием локомотивных бригад) ниже соответствующих общих тарифов РЖД и не покрывает затрат монополии на содержание и эксплуатацию путей.
ИА "Интерфакс"
Министерство экономического развития РФ предлагает перейти к тарификации грузовых ж/д перевозок в РФ с учетом веса вагона.
Министерство экономического развития РФ предлагает перейти к тарификации грузовых ж/д перевозок в РФ с учетом веса вагона."Для замедления роста затрат грузовладельцев необходимо разработать новую систему тарифообразования, стимулирующую перевозку грузов с высокой добавленной стоимостью, что положительно скажется на транспортной ситуации и будет способствовать созданию перерабатывающих производств и импортозамещению. Система должна включать переход к иной единице тарификации, например тонно-километрам брутто (то есть с учетом веса вагона). При такой системе будет появляться возможность экономить в тарифе за счет более современного подвижного состава", - говорится в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. (с его копией ознакомился "Интерфакс").
"Изменение формата кросс-субсидирования" позволит снизить зависимость доходов ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) от доли сырьевых грузов в структуре перевозок, а также повысит доходность при их сильном росте, отмечает ведомство. Кроме того, министерство предлагает изменить принципы формирования ставок на коротких "плечах" - "исходя из себестоимости таких перевозок". Также среди инициатив - "выделение в тарифе локомотивной составляющей, не зависящей от классности груза и типа вагона в составе поезда". Это позволит привлечь частные инвестиции в обновление парка локомотивов для перевозки всех видов грузов, считает ведомство.
"Также для долгосрочных тарифов необходимо ввести для грузоотправителей право заключения индивидуального контракта с РЖД в соответствии со значениями индексации, заложенными в прогнозе социально-экономического развития РФ. При этом, учитывая возможную неточность прогноза, необходимо предусмотреть право для владельца инфраструктуры на изменение тарифа на уровень, не превышающий среднее значение неточности за исключением "кризисных периодов" за предшествующие периоды", - говорится в документе. В этом случае максимальный тариф на весь период контракта становится "заранее определенным", что важно для тех грузоотправителей, которым наиболее важна стабильность в прогнозировании ж/д тарифов. В проекте министерство указывает, что сейчас механизм долгосрочных тарифов на перевозки фактически не используется.
Минэкономразвития отмечает, что действующая система тарифного регулирования, формировавшаяся в 2003 г. на основании данных о доходах и расходах в 2000-2001 гг. при преобладании вагонов общего парка (более 90%), "не отражает изменений в результате реформирования отрасли". Функции РЖД изменились, были выделены в отдельные "дочки" пассажирские активы, появились операторы подвижного состава, изменилось взаимодействие участников рынка. Все это диктует необходимость пересмотреть принципы тарифного регулирования. До 2020 г. в РФ необходимо устранить ряд положений тарифного регулирования, не соответствующих условиям рынка грузовых ж/д перевозок, считает министерство.
"Установленная система тарифных классов грузов и поправочные коэффициенты при изменении структуры грузооборота негативно влияют на доходную базу, достаточную для содержания и развития инфраструктуры. Тарифы на сырьевые грузы, которые в основном идут на экспорт, ниже себестоимости их перевозки, а тарифы на продукцию обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства значительно выше. С точки зрения логистики существующее кросс-субсидирование обуславливает большую привлекательность сырьевых активов, увеличение доли которых носит устойчивый характер и, следовательно, постоянно снижает доходность РЖД", - отмечает ведомство.
Снижение стоимости грузоперевозок в зависимости от их дальности стимулирует отправку преимущественно сырьевых грузов на дальние расстояния и негативно влияет на переход от сырьевой модели к "инновационному экономическому развитию России", пишет министерство. "На коротких расстояниях стоимость 1 тонно-километра может быть до двух раз выше, чем при перевозках на более дальних. При этом себестоимость отличается не более чем на 20-30%", - говорится в документе. Практически все грузоотправители, которые имеют возможность перейти на автомобильный транспорт, ушли на него, констатирует Минэкономразвития.
Отсутствие разделения в грузовом тарифе перевозочной и локомотивной составляющих не позволяет привлекать частные инвестиции в обновление парка локомотивов, также пишет министерство. Кроме того, инфраструктурная составляющая перевозчика в так называемых "собственных поездных формированиях" (СПФ, когда частные владельцы локомотивов самостоятельно перевозят грузы в вагонах с использованием локомотивных бригад) ниже соответствующих общих тарифов РЖД и не покрывает затрат монополии на содержание и эксплуатацию путей.
ИА "Интерфакс"