Методический совет ФАС за сохранение действующих принципов тарифного регулирования в портах
Методический совет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по итогам заседания в пятницу пришел к выводу, что необходимо сохранить действующие принципы тарифного регулирования в морских и речных портах.
В заседании приняли участие представители портов, стивидорных компаний, инвесторов, грузоотправителей, операторских компании, научных организаций и органов власти, говорится в сообщении ФАС. По их мнению, следует сохранить "стабильную государственную политику по вопросам тарифообразования и применения антимонопольного законодательства".
"Тарифное регулирование должно основываться на анализе рынка, который необходимо проводить в соответствии с нормами антимонопольного законодательства", - отметил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, чьи слова приводятся в сообщении.
"Если анализ рынка показывает, что условия конкуренции отсутствуют, то должно применяться тарифное регулирование, - считает А.Голомолзин. - Если создаются условия перехода из естественно-монопольного состояния в конкурентное, должно применяться гибкое тарифное регулирование. Там, где реализованы условия для конкуренции, необходимо дерегулировать тарифы. При этом конкуренция может быть как в порту, так и между портами, а также между российскими и зарубежными портами".
Эксперты отметили, что в последние годы рассматриваемая сфера является одной из наиболее успешно развиваемых как по динамике перевалки морских грузов, так и по динамике развития портовых мощностей, говорится в сообщении.
Как сообщалось, в середине июня ФАС возбудила дела в отношении девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений. Среди этих компаний - активы групп НМТП, Global Ports, UCL. Им грозили штрафы в размере от 1 до 15% от выручки.
Позднее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что служба планирует возбудить еще более десятка дел в отношении стивидоров из-за их тарифов. "Мы были большими сторонниками - и никогда не скрывали этого в ФАС - определенного дерегулирования в этой сфере. Считали, что это конкурентная сфера, стивидоров довольно много в наших портах. А на самом деле это привело к повышению в портах соответствующих тарифов, которые сегодня фактически сжирают половину всей стоимости грузовой перевозки по России", - говорил чиновник. Кроме того, он заявлял, что ведомство обсуждает вопрос о возвращении тарифного регулирования в эту сферу.
Между тем замглавы Минтранса Виктор Олерский, комментируя ситуацию, говорил, что ведомство выступает за анализ ставок российских стивидоров и "взвешенные решения по его итогам. "Мы считаем, что это приведет к возвращению в серую зону. Ну не произошло увеличения ставок - просто народ вышел из серой зоны, к чему мы и призывалию. Нет смысла рассказывать о регулируемых ставках, потому что есть еще плата за дополнительные услуги", - подчеркивал он, отмечая, что резкими решениями "можно понизить инвестиционную активность", а "сегодня она в портах неплохая".
ИА "Интерфакс"