Корректное исключение

Дата новости: 16/12/2015

Специализированного подвижного состава не коснулся запрет на вагоны с продлённым сроком службы.

Минтранс подготовил проект приказа «О внесении изменений в Правила эксплуатации железных дорог РФ». Согласно им, со следующего года запрещено включать в составы грузовых поездов вагоны с продлённым сроком службы. Но ведомство вняло рекомендациям экспертов и намеревается вывести  из-под запрета определённые виды подвижного состава.
Приказ направлен в первую очередь на обновление парка полувагонов и загрузку вагоностроительных предприятий, которые сейчас загружены лишь на 30%. Однако, согласно тексту документа, исключение составляют специальный подвижной состав, а также вагоны-цистерны для перевозки патоки, жёлтого фосфора, виноматериалов, гептила, амила, уксусной кислоты, ядохимикатов, алкилбензолсульфокислоты, меланжа, молока, поливинилхлорида, капролактама, суперфосфорной кислоты, сульфанола, рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, вагоны-ледники, служебно-технические дизель-электростанции, транспортёры, хопперы-цементовозы.

По данным ОАО «РЖД», запрет на полувагоны в среднесрочной перспективе, даже с учётом непоступления на сеть новых вагонов, не грозит возникновением дефицита этого подвижного состава. Как сообщил на XIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» вице-президент ОАО «РЖД» Павел Иванов, при увеличении грузооборота в следующем году на 5% и при плановом выбытии по срокам 43 тыс. вагонов профицит парка сохранится до конца года и в принципе в течение пяти лет будет сохраняться нормальная ситуация. На данный момент профицит парка полувагонов составляет около 120 тыс. Нет проблем и с крытыми вагонами, на которые тоже сохраняется профицит в течение всех пяти лет.

Однако ситуация со специализированным подвижным составом сложнее. Председатель президиума СОЖТ Константин Засов полагает, что операторы к середине следующего года столкнутся с нехваткой цистерн для перевозки химических грузов, цементовозов и зерновозов, что вызовет рост суточных ставок. Однако размер возможного дефицита пока не подсчитан.

То, что ситуация с цистернами и цементовозами обещает быть напряжённой, согласны и в РЖД.
«Уже к концу этого года при отсутствии новых нефтебензиновых цистерн и выбытии по срокам службы 20 тыс. выходим на дефицит, – сообщил Павел Иванов. – В целом же по рынку цистерн нехватка будет наблюдаться в конце следующего года, когда будет списано 10 тыс».

Под исключение в приказе нефтебензиновые цистерны не попали, однако Минтранс ещё будет корректировать список до конца года.

Примерно такая же ситуация и по цементовозам. При списании к концу года трёх тысяч единиц рынок достигнет равновесия, но при уходе с рынка ещё 2,2 тыс. в 2016 году уже будет наблюдаться нехватка.

Основная проблема заключается в том, что подвижной состав сегодня дорог, а операторские компании сильно закредитованы, что не позволяет им приобретать новые вагоны. В этих условиях неизбежен рост ставок.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в течение ближайших трёх лет истечёт срок службы у 13325 цистерн для химии, продуктов питания и других видов, 1535 изотермических вагонов, 3495 цементовозов. Таким образом, возрастает риск дефицита подвижного состава и, как результат, невывоза грузов, указывает заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

По его мнению, не решает проблемы и запрет продления полувагонов: в текущих экономических условиях и при текущих рыночных ставках операторам нецелесообразно ни приобретать новые вагоны, ни проводить модернизацию эксплуатируемых. По оценкам ИПЕМа, массовая закупка полувагонов может начаться только в случае роста ставок операторов до 700–900 руб./сут.
«В текущих условиях поспешных решений быть не должно, иначе затем придётся так же поспешно искать другие, а затраты в результате ошибки снова лягут на плечи либо государственного бюджета, либо грузоотправителей», – полагает эксперт.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1321331&archive=2015.12.16
Вернуться к списку новостей