Химики удобряют рельсы

Дата новости: 28/03/2016

Крупнейшие российские производители азотных и калийных удобрений "Уралхим" и "Уралкалий" попросили правительство отменить повышенный тариф на экспортные железнодорожные перевозки. Надбавка в 13,4% была введена в конце 2014 года и компенсировалась для экспортеров ослаблением рубля. Но с тех пор стоимость удобрений рухнула на 40-50%, а доля транспортных расходов в издержках существенно выросла. ОАО РЖД будет сложно отказать, так как монополия уже пошла на аналогичные уступки производителям угля и черных металлов.

Как стало известно "Ъ", производители минеральных удобрений "Уралкалий" (крупнейшие акционеры — "Уралхим" и ОНЭКСИМ) и "Уралхим" (основной владелец — Дмитрий Мазепин) в пятницу направили письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу по вопросу железнодорожных тарифов. Компании просят правительство отменить дополнительную индексацию ОАО РЖД в размере 13,4% на экспортные железнодорожные перевозки удобрений и аммиака. Химики настаивают на том, чтобы монополия не требовала сохранения объемов перевозок на уровне 2015 года, так как спрос на удобрения серьезно снижается. Как сообщили "Ъ" источники на рынке, аналогичное письмо в правительство на этой неделе направит Российская ассоциация производителей минудобрений. В ОАО РЖД ситуацию не комментируют.

Правление ОАО РЖД в 2014 году повысило тарифы на экспортные перевозки на 13,4%. Это было вызвано ростом рублевой выручки экспортеров из-за ослабления рубля к доллару и уменьшения на этом фоне доли транспортных расходов в цене продукции. Формально монополия объясняла рост цены ограничением пропускной способности на отдельных участках на всех экспортных направлениях. Но сначала угольщики в начале 2015 года, а затем и металлурги в конце года добились фактической отмены надбавки. В январе ОАО РЖД также дала скидку для перевозок бокситов и глинозема.

Химики утверждают, что с момента введения надбавки ситуация на рынке серьезно ухудшилась. Так, цена на аммиак (FOB Вентспилс) снизилась почти на 40%, с $456 в январе 2015 года до $280 за тонну в марте 2016 года. Цена на аммиачную селитру упала практически вдвое, до $170 за тонну. При этом доля тарифа в рыночной цене выросла для аммиака с 12% до 20%, для аммиачной селитры — с 7% до 13%. Цены на калийные удобрения (FOB Балтика) упали с декабря на 33%, до $183 за тонну. "Сохранение решения ОАО РЖД о дополнительной индексации на экспортные перевозки в совокупности с тенденцией падения спроса на минудобрения и аммиак приведет к дополнительному снижению производства продукции компаний",— говорится в письме. Общий объем перевозок "Уралкалия" и "Уралхима" по железной дороге составляет около 25 млн тонн в год.

Также "Уралкалий" и "Уралхим" предлагают на три года ограничить право ОАО РЖД увеличивать тарифы в рамках "тарифного коридора" или по крайней мере повышать их только по согласованию с правительством. "Когда правление ОАО РЖД только ввело повышенный тариф, это было очень неприятно для рынка, но объяснимо. Изменение курса доллара на тот момент компенсировало потери от роста стоимости перевозок по железной дороге. Но ситуация уже кардинально изменилась, и сейчас на рынке удобрений сохраняется негативная тенденция с точки зрения спроса и цен",— пояснил "Ъ" директор "Уралхим Транса" (перевозчик "Уралхима") Всеволод Ковшов.

На рынке считают вполне вероятным, что ОАО РЖД пойдет навстречу химикам. После смены руководства в августе 2015 года позиция монополии по экспортным надбавкам изменилась. Вслед за Минэкономики и ФАС, требовавшими более гибкого и формализованного подхода к манипулированию "тарифным коридором" (правом монополии вводить надбавку в объеме до 13,4% или скидку до 12,8% к тарифу ФАС), ОАО РЖД объявило о готовности пересмотреть свою позицию. На прошлой неделе глава монополии Олег Белозеров заявил, что экспортные надбавки в прежнем виде не нужны. "По части продукции мы их сняли, а по возможности введения мы этот вопрос заморозили,— сообщил он в интервью "России 24".— Я не считаю, что нам нужны экспортные надбавки в том виде, в котором они существовали".

Константин Юминов из Raiffeisenbank отмечает, что после сильного падения цен на почти все виды удобрений доля тарифа РЖД в их стоимости стала для производителей весьма ощутимой и негативно сказывается на маржинальности. По его мнению, в ближайшее время предпосылок для роста цены на удобрения нет из-за низкого спроса и высокого уровня запасов у крупнейших потребителей. Даже если цены на азотную группу и пойдут вверх, добавляет аналитик, то несущественно, а стоимость калия в любом случае будет повышаться медленнее, так как реагирует на рыночные колебания с задержкой.

 http://kommersant.ru/doc/2949310

Вернуться к списку новостей