ФАС против предложений РЖД по точечным изменениям тарифного прейскуранта
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ против точечных изменений в тарифный прейскурант и продления срока действия надбавок в рамках тарифного коридора в 2017 году, на чем настаивает ОАО "Российские железные дороги".
"Предложения РЖД в совокупности могут привести к росту тарифный нагрузки на грузоотправителей в размере 12%, что превышает предельный рост цен на ж/д перевозки грузов в регулируемом секторе, определенный на 2017 г. в размере 4% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ", - говорится в письме главы ФАС Игоря Артемьева в правительство РФ, с текстом которого ознакомился "Интерфакс".
Документ, датированный 24 октября, подготовлен в рамках плана мероприятий по совершенствованию системы тарифного регулирования на грузовые перевозки, утвержденного вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем. Ведомство отмечает, что обсудило инициативы монополии с пользователями транспортных услуг и федеральными органами власти. Первые отрицательно отнеслись к точечным изменениям прейскуранта, а также по продлению действия надбавок.
"По мнению нефтяных компаний, в случае принятия предложений РЖД объемы перевозки нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов могут ускорить снижение. Аналогичной позиции придерживаются металлургические компании в отношении грузов черных металлов и сырья для его производства. Производители минеральных удобрений отмечают, что на фоне рекордного падения мировых цен повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки приведет к кризисным последствиям для отрасли", - отмечается в письме.
Общая транспортная нагрузка на экспортные перевозки находится на уровнях исторического максимума, пишет И.Артемьев: тарифы на стивидорные услуги, устанавливаемые в долларах, выросли с 2014 г. из-за курсовых разниц. Одновременно, по информации чиновника, вагонныеставки "кратно выросли в 2016 г. в связи с искусственно складывающимся дефицитом парка из-за списания вагонов". "В этих условиях принятие предлагаемых РЖД мер по индексации тарифов на 12% не представляется возможным. Считаем нецелесообразным компенсировать снижение перевозки маржинальных грузов за счет повышения тарифов", - отмечает глава ФАС.
Также И.Артемьев указывает, что в ведомство не поступил план закупок "Российских железных дорог" на 2017 г., в связи с чем "нет возможности оценить эффективность формирования затратной базы ОАО". В то же время, чтобы создать условия для привлечения грузов на железную дорогу в условиях волатильности мировых цен на сырьевые товары ФАС предлагает расширить нижнюю границу тарифного коридора до "минус 50%" на перевозки грузов II и III тарифных классов.
Как сообщалось ранее, для покрытия дефицита своего бюджета РЖД предложили 3 варианта индексации. Первый из них предусматривает общее 4,5%-ное повышение ставок при условии точечных изменений в базу 2016 г. и снятия ограничений по сроку действия экспортных надбавок в рамках тарифного коридора, 6,8%-ное - со всеми точечными изменениями и отменой с 30 января 2017 г. экспортной надбавки в 13,4% и 9,6%-ное - без точечных поправок и экспортных надбавок.
Точечные изменения, по замыслу монополии, призваны "сократить тарифные диспропорции" и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% - для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния - для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля - из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.
Экспортные же надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках "ценового коридора" по верхней его границе ("+13,4%"). Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД приняли еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов.
В министерстве экономического развития РФ точечные изменения прейскуранта не нашли поддержки за исключением сегмента контейнерных перевозок, которые Федеральная антимонопольная служба РФ признала высококонкурентным рынком. Что касается вопроса об экспортныхнадбавках, то Минэкономразвития согласно на продление срока их действия, если в инвестиционной программе перевозчика будет зафиксировано положение об обязательной расшивке "узких мест" и указаны источники его финансирования. При этом в октябре - после соответствующего снижения таргета по инфляции - ведомство начало ориентировать РЖД на 4%-ный рост грузовых тарифов в 2017 г. и без субсидий.
ИА "Интерфакс"