ФАС приглашает "ведущих профессиональных участников" в Совет рынка с РЖД
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ приглашает компании присоединиться к соглашению о создании Совета рынка железнодорожных перевозок, которое ведомство заключило в конце июня с ОАО "Российские железные дороги", говорится в сообщении ФАС.
Подписанный документ был опубликован в пятницу. По замыслу сторон, Совет должен обеспечивать взаимодействие участников рынка перевозок, в том числе железнодорожных, выработку ими единой позиции при формировании нормативной базы, а также повышать эффективность использования инфраструктуры и формировать условия для инвестиций в транспортную отрасль.
"Приглашаем коммерческие организации, которые являются ведущими профессиональными участниками рынка грузовых железнодорожных перевозок и заинтересованы в формировании Совета рынка, присоединиться к соглашению", - говорится в сообщении ФАС.
В соглашении отмечается, что его участники организуют "обмен информацией, справочными и другими документами и при этом "обязуются не разглашать конфиденциальные сведения, которые стали известны в ходе совместной деятельности". Выйти из договора стороны могут при письменном уведомлении об этом за 30 дней.
План реализации соглашения предполагает, что в июле РЖД и заинтересованные органы власти сформируют рабочую группу, которая в IV квартале должна представить учредительные и другие документы Совета рынка, в том числе определить и согласовать формат и концепцию его деятельности, а также организационно-правовую форму. В этот же период предполагается регистрация Совета. Проведение с организациями и компаниями внутрикорпоративных процедур, необходимых для участия в составе учредителей Совета, а также утверждение организационных документов и регламента работы намечено на IV квартал 2016 г. - I квартал 2017 г. До марта планируется сформировать рабочие органы Совета и принять новых членов.
При этом глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ранее заявлял, что создать Совет хочет уже к сентябрю. "Это соглашение открывает серию присоединений, и я думаю, что уже к сентябрю мы будем иметь всех участников рынка, которые будут собираться, и железная дорога станет открытым публичным образованием", - заявлял тогда И.Артемьев. "В Совет будут входить десятки организаций, прежде всего, грузоотправители, другие регуляторы, может быть, производители ж/д техники и многие-многие другие", - отмечал он. В пятницу ведомство опубликовало и само допсоглашение, которое предлагается подписать компании и организации, выразившие желание участвовать в Совете. Содержательно оно сходно с основным договором РЖД и ФАС.
Между тем, на прошлой неделе Совет потребителей услуг "Российских железных дорог" (функционирует при правительственной комиссии по транспорту, возглавляемой вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем) поддержал решение сформировать рабочую группу по созданию Совета рынка на железнодорожном транспорте при министерстве транспорта РФ - как профильном отраслевом ведомстве - и направить в нее своих представителей. При этом отмечалось, что, в отличие от экспертов Минтранса, министерства экономического развития РФ, РЖД и Открытого правительства, представители Федеральной антимонопольной службы на заседании отсутствовали.
В январе 2016 г. стало известно, что И.Артемьев написал президенту РФ Владимиру Путину письмо о создании "Совета рынка транспортных услуг" для выработки правил его работы. "Целесообразно выработать правила рынка перевозок, учитывающие интересы всех участников, создать систему прогнозирования баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры", - отмечал, в частности, глава ФАС. По его мнению, это можно организовать на принципах саморегулирования по аналогии с "Советом рынка" в отрасли электроэнергетики, а полномочия и функции организации - установить законом.
Тогда же В.Путин поручил рассмотреть эти предложения А.Дворковичу. Информация о результатах появилась в конце июня. Как писал "Коммерсантъ", в целом идея о создании железнодорожного Совета рынка была поддержана и профильным ведомствам поручено подготовить конкретные предложения по структуре и функциям объединения. "Вместе с тем, в перечне функционала новой структуры есть лишь мониторинг цен на рынке, согласование предложений по изменениям в законодательстве и прогнозирование баланса парка. Таким образом, за бортом осталась наиболее серьезная и сложная составляющая - инфраструктура торгов услугами по предоставлению вагонов", - отмечала газета, ознакомившаяся с докладом, который А.Дворкович направил В.Путину.
Сама идея отраслевого объединения не нова. Еще в 2012 г. В.Путин, будучи премьер-министром, поручал проработать вопрос о создании саморегулируемой организации (СРО), аналогичной "Совету рынка" в электроэнергетике. В этой связи объединение крупнейших владельцев подвижного состава - Совет операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) - предложил создать в РФ единую СРО с обязательным членством в ней всех участников этого рынка (с не менее чем 25 компаниями, контролирующими не менее 60% вагонного парка в стране).
Правда, с критикой идеи выступило другое объединение - более мелких владельцев вагонов - Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Единая саморегулируемая организация снизит конкуренцию в этой сфере, поскольку есть опасения, что некоторые операторы могут быть не приняты в ее состав, отмечала Ольга Лукьянова, руководившая тогда НП ОЖдПС. В очередной раз обсуждение темы о создании СРО активизировалось в конце 2015 г.: именно тогда ее проработкой по поручению В.Путина и занялась ФАС.
ИА "Интерфакс"