Экспортные тарифные надбавки в прежнем виде не нужны, считает глава РЖД
Экспортные надбавки к действующим грузовым ж/д тарифам в прежнем виде не нужны, считает президент ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) Олег Белозеров.
"По части продукции мы их сняли, а по возможности введения мы этот вопрос "заморозили", - сказал топ-менеджер в интервью телеканалу "Россия 24". "Я не считаю, что нам нужны экспортные надбавки в том виде, в котором они существовали", - добавил он.
Ранее Совет потребителей РЖД, функционирующий при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, предложил вообще запретить монополии в 2016 г. повышать свои тарифы в рамках "ценового коридора". При этом клиенты монополии отметили "негативные - с учетом сложившейся конъюнктуры внешних рынков - последствия" от дополнительного повышения экспортных тарифов на 13,4% для ряда отраслей промышленности. Отмечается, что в результате суммарного увеличения тарифной нагрузки в 2016 г. наблюдается значительное снижение перевозок по железной дороге.
Право варьировать стоимость своих услуг в рамках "ценового коридора" (от "минус 12,8%" до "плюс 13,4%" к действующим ставкам, установленным государственным регулятором) "Российские железные дороги" получили в 2013 г. (ранее этим занималось Федеральная служба по тарифам РФ, полномочия которой в 2015 г. переданы Федеральной антимонопольной службе РФ).
В 2015 г. РЖД повысили экспортные тарифы на грузоперевозки всех грузов на 13,4%. Впоследствии надбавка была снижена на транспортировку угля за рубеж (до 1,3%), а также черных металлов (на I квартал 2016 г. при сохранении объемов перевозок на уровне того же периода 2015 г.; при транспортировке на расстояние более 5 тыс. км через участки Уссурийск-Барановский или Комсомольск-сортировочный - Ландыши введена 1,1%-ная скидка).
Осенью глава департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Ярослав Мандрон заявлял "Интерфаксу", что РЖД должны более гибко подходить к тарификацииэкспортных грузовых перевозок, варьируя надбавки в зависимости от конъюнктуры рынков сбыта транспортируемых грузов. Глава ФАС Игорь Артемьев в феврале также говорил, что "на падающем рынке" нужно отменять экспортные надбавки на ж/д перевозку всех грузов, кроме высоколиквидных товаров.
"РЖД нужно более избирательно устанавливать эти надбавки, а не так, чтобы всем подняли на 13,4% - и на этом остановились. По разным грузам спрос и стоимость варьируется, и необходимо более гибко реагировать на эти изменения. В этом большой ресурс для получения дополнительных доходов", - говорил он, отмечая, что ведомство будет рекомендовать компании придерживаться такого подхода в 2016 г.
А.Дворкович при этом заявлял, что вопрос о снижении экспортных надбавок будет рассматриваться отдельно по каждому грузу. "Рассмотрение сейчас идет вместе с Советом потребителей РЖД", - говорил он.
ИА "Интерфакс"