Эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей рынок ж/д путей для стоянки вагонов
Годовая емкость рынка по предоставления железнодорожных путей для размещения неиспользуемых в перевозках вагонов в РФ может составлять несколько десятков миллиардов рублей.
«По различным оценкам, от 200 до 300 тыс. вагонов периодически нуждаются во временном (в том числе краткосрочном) отстое. При средней ставке 270 руб. за вагон в сутки емкость (этого — ИФ) рынка (для 200 тыс. единиц подвижного состава) может достигать 1,6 млрд руб. в месяц», — говорится в сообщении Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших владельцев вагонов) со ссылкой на замглавы НП Фарида Хусаинова (подсчет проведен с учетам
Описывая драйверы развития этого рынка, он напомнил, что уже внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ «о платности занятия инфраструктуры
Однако полностью проблема решена не была: скопления порожнего подвижного состава просто переместились из регионов погрузки в места выгрузки (в частности, на Дальний Восток) и теперь забивают пути там. Сейчас монополия имеет право взимать средства лишь за услуги перевозки груза, а условия оплаты простоя вагонов после разгрузки оговариваются лишь в самом договоре на транспортировку. Если этого не происходит, владельцы вагонов могут фактически бесплатно использовать пути для отстоя неиспользуемых в перевозках вагонов.
Бороться с этим недостатком технологии РЖД предложили именно платностью простоя вагонов. Новая редакция Устава предполагает, что владелец или грузополучатель обязаны в течение 24 часов убрать вагоны с путей общего пользования (за исключением случаев, когда простой происходит по вине самих РЖД) или предъявить подвижной состав к перевозке, чтобы избежать платы после выгрузки. В противном случае придется заплатить, причем по истечении трех суток — в пятикратном размере за каждые последующие сутки (сами размеры платы должны определяться в соглашении сторон).
Кроме того, собственники будут экономить на отстое в условиях экономического кризиса, а владельцы путей необщего пользования начинают заботиться о «каждой дополнительной копейке» доходов, также отмечается в материалах. Ф.Хусаинов напоминает, что к настоящему времени опция поиска и бронирования путей для стоянки вагонов реализована в пилотном режиме в интернете на сайте торговой системы Коммерческой инфраструктуры рынка (kirrail.org). «Сегодня там зарегистрировано 20 собственников путей необщего пользования, которыми выставлено на „торги“ в общей сложности 81,4 километров путей. При условной длине вагона в 14 метров общее количество торгуемых вагономест отстоя составляет 5,8 тыс.», — говорится в презентации. В целом в России сейчас более 57 тыс. километров путей необщего пользования и около 1,2 млн грузовых вагонов.
Глава НП ОЖдПС Ольга Лукьянова ранее прогнозировала, что в будущем подъездные пути, эксплуатируемые промышленными предприятиями железнодорожного транспорта (ППЖТ), могут превратиться в крупные накопительные «хабы». «Нынешние ППЖТ постепенно могут развиться в некие аналоги „хабов“. Эти „хабы“ могут агрегировать маленькие „струи“ грузопотоков от небольших контрагентов, обслуживаемых в соответствующем регионе в мощные „струи“ вагонопотоков. Эти „струи“, перетекающие по стране от одного ППЖТ рядом с крупным промышленным центром к другому, затем снова будут распадаться на тонкие „ручейки“ отдельных контрагентов путей необщего пользования», — отмечала она.
В то же время, по ее мнению, создание таких накопительных логистических центров в РФ может тормозить большой охват территории страны путями необщего пользования: на них осуществляется примерно 90%
ИА «Интерфакс»