Большинство опасных грузов допущено на железную дорогу на время ЧМ-2018
Несмотря на предполагавшиеся ограничения по перевозке опасных грузов в период чемпионата мира по футболу, ОАО РЖД, видимо, практически не потеряет в объемах погрузки. В конце мая с перевозок нефтепродуктов, сжиженных газов и большинства других опасных грузов запрет был снят, в черном списке остались лишь 35 видов грузов (преимущественно метанол, метиловый спирт). В итоге общая потеря погрузки составит лишь 315 тыс. тонн за два месяца, но и эти объемы компенсируются сейчас за счет интенсификации перевозок.
Грузопотоки ОАО РЖД практически не сократятся во время проведения чемпионата мира по футболу, сообщил 5 июня замгендиректора—начальник центральной дирекции управления движением монополии Павел Иванов. По его словам, хотя назначение 728 дополнительных пассажирских поездов на время чемпионата и накладывает некоторые ограничения, оно «не является определяющим с точки зрения объемов грузоперевозок». Господин Иванов уточнил, что план на июнь подразумевает рост погрузки на 3%, грузооборота — на 3,8%. Роста срока доставки грузов ОАО РЖД тоже не ожидает.
Меры безопасности во время ЧМ-2018 и перед ним, в период с 25 мая по 25 июля, предусмотрены указом президента от 9 мая 2017 года и постановлением правительства от 9 июня того же года. Эти документы предписывают приостановить в регионах, где проводятся игры чемпионата, деятельность опасных производств, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества. Изначально перевозка таких грузов по железным дорогам также относилась к ограничиваемой деятельности. Однако 25 мая этого года железные дороги и порты были постановлением правительства исключены из перечня опасных производств (см. “Ъ” от 31 мая). Как пояснил господин Иванов, ОАО РЖД запросило у правительства разъяснение к постановлению, правительство его направило, и компания «в отношении перевозок опасных грузов не имеет никаких ограничений».По словам Павла Иванова, потеря погрузки из-за повышенных мер безопасности, введенных на время мундиаля, за два месяца составит всего 315 тыс. тонн. Речь идет о 35 видах грузов, перевозка которых все же будет ограничена. При этом, уточнил он, в основном речь идет о метаноле (270–280 тыс. тонн). «Организовано взаимодействие регионов с межведомственным оперативным штабом, около 3 тыс. вагонов к перевозке этих грузов уже согласовано,— добавил господин Иванов.— Это большой объем, который компенсирует те потери, которые изначально предполагались в размере 315 тыс. тонн». Никаких других ограничений нет, в том числе по перевозке нефтепродуктов, опасных грузов, таких как сжиженные углеводородные газы (СУГ), пропан-бутан, заявил топ-менеджер ОАО РЖД. «Единственное — мы нашими внутренними документами предусматриваем (там, где есть такая возможность с точки зрения организации транзита) перевозку в обход железнодорожных узлов городов, где будут проводиться мероприятия ЧМ»,— добавил он (об этих мерах см. “Ъ” от 18 апреля). Также он сообщил, что снабжение топливом Московского авиаузла по железной дороге идет без ограничений, впрочем «аэропорты получают нефтепродукты и альтернативным видом транспорта» (по трубопроводу).
Ожидание ограничений на период ЧМ-2018 уже сказалось на структуре грузопотоков. Так, в мае фиксируется резкий рост погрузки во внутреннем сообщении относительно прошлого года на 6,5%, отмечает глава отдела исследований грузоперевозок ИПЕМ Александр Слободяник. «Одним из факторов такого скачка могли стать заблаговременный завоз нефтяных грузов в связи с рядом вводимых ограничений и завершающий этап подготовки предприятий к ЧМ-2018 (в том числе авиаперевозки, городской транспорт, экстренные службы)»,— отмечает он. При этом ускорились темпы спада погрузки строительных грузов (на 700 тыс. тонн к маю 2017 года), что, по мнению ИПЕМ, связано в первую очередь с завершением строительства Крымского моста и сдачей объектов к ЧМ-2018.
Наталья Скорлыгина