Версия для печати

Алексей Гром может стать президентом ОТЛК, готовятся новая стратегия и бюджет - источники

Дата новости: 14/03/2016

Алексей Гром может стать президентом АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК), заменив на этом посту нынешнего главу оператора, генерального директора ПАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) Петра Баскакова, сообщили "Интерфаксу" несколько источников на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

По словам одного из собеседников агентства, сейчас готовятся новая бизнес-модель, стратегия и бюджет ОТЛК, которые уже проходят первичные согласования как в РЖД, так и у их партнеров по СП - АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ, Казахстанские железные дороги) и Белорусских железных дорогах.

В конце декабря сообщалось, что А.Гром покинул пост первого вице-президента ООО "Проектный офис "ОТЛК", куда пришел в 2014 г. и где курировал производственный и коммерческий блоки, формирование логистических сервисов, привлечение крупных международных клиентов. До этого он занимал пост первого вице-президента в группе FESCO, где проработал 7 лет, участвовал в становлении и развитии бизнеса компании. "Я рассматриваю два предложения. Одно - понятное и интересное, другое - пока непонятное и очень интересное", - говорил топ-менеджер "Интерфаксу" в январе.

В то же время, в феврале 2016 г. А.Гром стал первым вице-президентом АО "ОТЛК". Один из источников агентства при этом утверждает, что назначению предшествовал звонок нового главы РЖД Олега Белозерова с соответствующим предложением. Комментировать агентству эту информацию А.Гром отказался, равно как и сведения о возможном новом президенте "Объединенной транспортно-логистической компании". "Это вопрос акционеров", - заявил он. 

У А.Грома - почти 25-летний опыт работы в области операционного менеджмента в промышленности. В качестве руководителя им были реализованы несколько "стартапов" в железнодорожной отрасли (в том числе, создан "с нуля" ж/д оператор "ЮТС", сейчас - "РН-Логистика"). При участии топ-менеджера проведена трансформация FESCO из морского пароходства в глобального контейнерного оператора.

Изначально ж/д администрации РФ, Белоруссии и Казахстана создавали АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" для организации железнодорожного транзита по территории этих государств между Европой и Азией. РЖД передали в ОТЛК 50% + 2 акции "Трансконтейнера" и 100% акций АО "РЖД Логистика". Партнеры российской монополии также должны были оплатить свои доли национальными активами.

Однако в январе О.Белозеров заявил, что РЖД и КТЖ приняли решение изменить формат "Объединенной транспортно-логистической компании" с выводом уже внесенных российской монополией активов. "Там был "тяжелый" вариант (конфигурации ОТЛК - ИФ) и "легкий". Мы считаем, что "легкий" вариант в нынешней ситуации даст возможность больших заработков. (...) Для нас как для железных дорог, кто участвовал в объединении, важен дополнительный поток, а для этого нужно большее количество операторов привлекать и не создавать конфликта интересов", - пояснял топ-менеджер.

Также он отмечал, что стороны "посчитали необходимым, в том числе, выровнять паритет, систему принятия решений". "Мы считаем, что (активы - ИФ) необходимо будет вернуть и оставить всю эту сгруппированную надстройку сверху с функционалом. Соответственно, это будет компания, которая будет оперировать транзитным потенциалом", - добавлял президент РЖД. Позднее "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) уточняли, что инициатором обсуждения вопроса о дальнейшем развитии ОТЛК были представители Казахстана.

При этом, из сообщения РЖД по итогам встречи О.Белозерова с директором АО "Белорусская железная дорога" Владимиром Морозовым, следовало, что новый вариант устраивает и третьего партнера. "Во время встречи стороны отметили, что современные логистические компании "без активов" имеют значительное преимущество в принятии оперативных решений перед компаниями "с активами". Также за счет привлечения перевозочных ресурсов на рынке такие компании являются более конкурентоспособными по сравнению с традиционными игроками", - отмечала пресс-служба. Стороны договорились "проинформировать правительства стран, которые будут принимать окончательные решения" о развитии ОТЛК "после принятия согласованной позиции".

В пятницу РЖД сообщили, что О.Белозеров и президент КТЖ Аскар Мамин в очередной раз обсудили проект "ОТЛК" в Астане (в том числе - "базовые принципы развития и операционной модели компании"). Стороны сошлись во мнении, что необходимо разработать, согласовать и подписать документ, регламентирующий операционную модель ОТЛК, при этом она "должна быть направлена на рост транзитных контейнерных перевозок в странах Евразийского экономического пространства". Также на встрече были рассмотрены основные принципы развития ОТЛК - "паритетное участие в уставном капитале и представительство в органах корпоративного управления". В ближайшее время предполагается трехстороннее согласование базовых принципов развития ОТЛК и ее операционной модели.

Источник агентства, знакомый с ситуацией, утверждает, что одной из причин "переформатирования СП" могли стать разногласия акционеров в вопросах корпоративного управления и операционной деятельности компании. Фактически бизнес-модель ОТЛК предусматривала поглощение "Трансконтейнером" национальных компетенций Белоруссии и Казахстана в области контейнерных перевозок. То есть проект становился "интеграционным" и "паритетным" только на бумаге, а в действительности же "ОТЛК превращалась в глобальную "дочку" РЖД с сомнительной перспективой по достижению акционерами паритета когда-либо", считает источник. "Такая ситуация могла устраивать РЖД, но вызывала много вопросов в Астане и Минске", - сказал он.

ИА "Интерфакс"
Вернуться к списку новостей