Руководитель ФАС России Игорь Артемьев: «И в дальнейшем намерены держать рынок услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда под жестким контролем»
В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится
— Игорь Юрьевич, ФАС уже давно ратует за изменение механизма распределения бюджетных средств, в этом году будут ли предприняты новые попытки быть услышанными?
— В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса в России проводится в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Предоставляется она в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов страны на государственную поддержку отраслей животноводства, растениеводства, экономически значимых региональных программ, в- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, техническую и технологическую модернизацию и другие направления. После этого субсидии распределяются уже органами управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, такая система субсидирования имеет ряд недостатков: государственная поддержка не ориентирована на достижение максимальной урожайности, система субсидирования не является прозрачной, отсутствует равный доступ к субсидиям для всех сельхозтоваропроизводителей. Это, например, подтверждается многочисленными обращениями в ФАС России и ее территориальные органы.
В последнее же время как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется переход на систему субсидирования, ориентированную на результат, при которой размер субсидии, выдаваемой на 1 литр реализованного товарного молока высокого качества, 1 кг мяса или мяса птицы, напрямую зависит от объемов производства продукции и ее качества.
Мы, в свою очередь, подготовили предложения по изменению системы субсидирования в растениеводстве, за исключением субсидирования части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая и процентной ставки по выданным кредитам. Так,
Размер субсидий на возмещение затрат по производству сельхозпродукции, по нашему мнению, также должен определяться для каждого вида сельхозпродукции в зависимости от приоритетных направлений в развитии растениеводства. Расчет же субсидии, которую может получить сельхозтоваропроизводитель при соблюдении этих условий, должен осуществляться на 1 тонну реализации продукции, исходя из максимальной урожайности посевной (посадочной) культуры, сложившейся за последние пять лет на принадлежащей сельхозтоваропроизводителю посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой с поправкой на коэффициенты, учитывающие
Эти предложения мы уже направили в Аппарат Правительства Российской Федерации и в Минсельхоз России для обсуждения и выработки согласованного решения. Однако, если существующая система субсидирования
— Возможно ли ожидать в ближайшем будущем усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права? А также совершенствования регулирования зернового рынка в целом?
— В 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечалась устойчивая динамика роста цен на зерно. Так, в Европейской части России рост цен на зерно составил 92–107%, а в Азиатской части России — 127–145%.
В январе и феврале 2013 г. рост цен на зерно сохранился. В Европейской части России было отмечено повышение на 0,9–5,5%, а в Азиатской части России — на 6,2–9,1%.
С учетом сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации приняло меры по стабилизации ситуации зернового рынка и увеличения предложения зерна на внутреннем рынке. Так, с октября 2012 г. осуществляются биржевые торги в рамках государственных товарных интервенций, что, в свою очередь, позволило несколько снизить темпы роста цен на внутреннем рынке. Кроме того, этой весной мы поддержали предложение Минсельхоза России и Минэкономразвития России об отмене 5% ставки ввозной таможенной пошлины на зерно для увеличения предложения зерна на внутреннем рынке за счет роста объемов импортных поставок и усиления ценовой конкуренции на внутреннем рынке зерна, отметив при этом, что эта мера должна носить временный характер — до сбора нового урожая 2013 года. По итогам уборочной кампании этот вопрос может быть вновь рассмотрен.
— Насколько интенсивны процессы, связанные с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК? Ведь ситуация по сравнению с тем, что было, скажем, три-четыре года назад, очень изменилась.
— По оценке ФАС России, основанной на анализе поступающих ходатайств и уведомлений о совершении сделок экономической концентрации, интенсивность процессов, связанных с поглощениями, слияниями и созданиями новых субъектов на рынках агропромышленного комплекса, в последнее время снизилась. В основном ходатайства сейчас связаны со структурированием бизнеса в рамках крупных
Вместе с тем тенденция к усилению экономической концентрации наблюдается на рынке услуг по хранению зерна, положительными моментами которой являются консолидация финансовых средств, инвестируемых на развитие производства, повышение эффективности управления товарными потоками, минимизация промежуточных затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности.
В то же время включение в состав
— Какие меры принимаются федеральной антимонопольной службой для устранения ограничений по свободному обращению зерна и продуктов его переработки между регионами?
— В последнее время
— Механизм государственных закупочных и товарных интервенций — возможны ли здесь какие-то изменения?
— ФАС России неоднократно рассматривала проекты нормативных актов, направленных на совершенствование механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, например, мы предложили внести в них изменения, касающиеся отбора товарных бирж для закупки или продажи агентом сельскохозпродукции и страховых организаций для оказания услуг агенту по страхованию интервенционного фонда, а также отбора агентом кредитных организаций, которые будут выдавать кредит на оплату сельскохозпродукции, закупаемой при проведении закупочных интервенций.
В то же время ФАС России волнует вопрос, который напрямую не связан с механизмом проведения интервенций, но имеющий непосредственное отношение к реализации зерна интервенционного фонда. Это вопрос отгрузки
— Игорь Юрьевич, Ваши пожелания участникам форума в Сочи?
— Представители ФАС России неоднократно принимали участие в таких конференциях, проводимых в различных регионах страны. По нашему мнению, проведение подобных конференций можно рассматривать как возможность еще раз рассказать о требованиях антимонопольного законодательства применительно к конкретному товарному рынку, услышать и во многом повлиять на принятие тех или иных решений предпринимательским корпусом, от которых, в частности, зависит экономика нашей страны.
Желаю участникам Форума успешной работы, интересных дискуссий, приятных встреч и новых полезных контактов, которые, возможно, помогут вам для реализации заветных идей.