Рост мировых цен положительно влияет на перевозки зерна
Дата новости: 19/12/2018
Спрос на российскую сельскохозяйственную продукцию в следующем году останется высоким. Экспортёры зерновых культур прогнозируют увеличение отправок на внешние рынки благодаря рекордным посевам и сохранению роста мировых цен. Положительную динамику перевозок зерна они обещают и железнодорожникам.
Сельскохозяйственные производители имеют свой отсчёт времени: их год исчисляется от урожая до урожая. В текущем сельскохозяйственном году – 2018/19 российские экспортёры уже показали рекордные результаты. Отгрузки на внешние рынки (автотранспорт плюс железная дорога) выросли до 21,5 млн тонн, что на 20% выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (17,9 млн тонн). Высоким темпам поставок способствовал большой урожай, увеличившиеся экспортные цены, а также субсидирование железнодорожных перевозок зерна.
Как рассказал руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский, зерновым сезоном называется период выращивания, сбора и перевозок урожая. Как правило, урожай предыдущего года возят примерно до июля-августа текущего года. То есть урожай, собранный в июле – ноябре 2017 года, экспортируют до июня 2018 года, а по железной дороге даже дольше – до августа.
Валовой сбор в текущем году составил 110,5 млн тонн зерна, сообщил «Гудку» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он несколько ниже прошлогоднего рекорда в 135,4 млн тонн. Однако на протяжении пяти лет в стране объём урожая составляет выше 100 млн тонн, что позволяет обеспечить все внутренние потребности и экспорт зерновых культур. По оценке эксперта, с учётом переходящих запасов можно без рисков для стабильного обеспечения внутреннего рынка экспортировать порядка 42 млн тонн.
По мнению президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, благодаря положительным результатам прошлого сезона на экспорт было направлено 53,5 млн зерна. В сезоне-2018/19 внешние цены продолжают активно расти, особенно на мировом рынке.
«Рост цен позволяет обеспечивать скорость погрузки, которую мы осуществляем. Однако с наступлением зимы темпы падают из-за погодных условий», – рассказал эксперт.
Директор аналитического центра компании «СовЭкон» Андрей Сизов сообщил, что сейчас поставки зерна идут рекордными темпами, обгоняя предыдущие сезоны. Тем не менее в ближайшие месяцы эксперт всё же прогнозирует замедление роста. Это связано с ожидаемым сокращением предложений.
«По пшенице прогноз на год – 70,8 млн тонн, а в прошлом году было 85,9 млн тонн. У нас по всей стране серьёзное сокращение выращивания зерна по сравнению с прошлым годом. Исключением можно назвать Сибирь, где оно не столь существенное», – резюмировал аналитик.
Игорь Павенский рассказал, что экспортные перевозки зерновых культур по железной дороге в сельскохозяйственном сезоне 2017/18 года составили 19,2 млн тонн. Это является результатом рекордного экспорта и сбора зерна в целом, который был в 2018 году. Довольно активный вывоз сохранялся в первой половине сезона-2018/19, несмотря на то что валовой сбор урожая в 2018 году снизился.
«В России в последнее время (особенно в 2017 году) валовой сбор урожая вырос практически везде, но в особенности это касается Поволжья и Центрального Черноземья. Именно поэтому и увеличились поставки по железной дороге. Что выращивается на юге страны, затем перевозится в значительной части на автотранспорте, поскольку расстояния небольшие. А на длинные расстояния (из центра, Поволжья, Урала, Сибири), как правило, перевозки осуществляют по железной дороге. В принципе, подобные тенденции будут наблюдаться и в перспективе, потому что на юге потенциал по наращиванию площадей практически исчерпан, а увеличить урожайность существенно невозможно, так как она уже и так находится на высоких уровнях. В то же время в Центральном Черноземье, Поволжье, а также в восточных регионах есть куда расти с точки зрения урожайности. Поэтому такая ситуация в перспективе будет вызывать ещё больший спрос на железнодорожные перевозки», – отмечает господин Павенский.
По словам Александра Корбута, для агропромышленников сельскохозяйственный год прошёл только наполовину. Однако очевидно, что в сезоне 2019/20 года по мере продаж и сокращения предложения зерна цены будут расти. Эксперт предположил, что никаких катастрофических скачков не произойдёт.
«Сейчас мы уже отгрузили на экспорт почти 25 млн тонн, в декабре добавим ещё, но, полагаю, суммарный экспорт не превысит 30 млн тонн на начало нового календарного года. Так что до нового сезона, скорее всего, мы ещё экспортируем 8–10 млн тонн и с этими показателями вступим в новый сезон», – резюмировал эксперт.
По мнению Андрея Сизова, на следующий сезон ожидаются более высокие цены на экспорт зерна, чем сейчас, поскольку в начале 2019 года (январь-февраль) ожидается резкое падение зерновых перевозок.
«Говорить о следующем сельскохозяйственном сезоне пока слишком рано, всё будет зависеть от размеров урожая. Я думаю, при погодных условиях, близких к средним, мы увидим темпы экспорта, сопоставимые с текущим сезоном либо несколько выше», – подытожил аналитик.
Экспортные цены на зерновые культуры в этом году существенно выше, чем в предыдущем. Сейчас они на уровне $220–225 FOB (от англ. free of board – «свободно на борту», франко-борт обозначает цену, когда экспортёр несёт все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт судна либо на другие транспортные средства, а также по его страхованию до завершения погрузки) за мукомольную пшеницу (12,5% протеин) – это ключевая позиция в российском экспорте зерна. Год назад экспортная цена FOB (за одну тонну) составляла $190–195.
«По нашей оценке, есть вероятность, что цены ещё возрастут в первом полугодии до уровня $235–245. Это связано с тем, что в большинстве стран-экспортёров сейчас происходит снижение урожая и его экспорта. В основном причиной этого являются неблагоприятные погодные условия: в Западной и Восточной Европе, в Австралии. Впервые за 6 лет мировые запасы пшеницы из-за снижения производства на фоне стабильного потребления снизятся. Именно по этой причине отмечается рост цен. Схожим образом обстоит ситуация и с ячменём, который впервые на протяжении длительного времени стоит существенно дороже пшеницы – порядка $240. Его производство ещё больше снизилось, а спрос остаётся высоким, что стимулирует рост цен», – резюмировал Игорь Павенский.
Аркадий Злочевский также считает, что многое будет зависеть от весеннего сева. Каждый год ситуация с объёмами зерновых меняется, поэтому вряд ли итоговый урожай будет соответствовать прошлогоднему. Однако президент РЗС отметил, что зимний сев прошёл успешно и составил 17,6 млн гектаров, что почти на 500 тыс. гектаров больше, чем в предыдущем году.
Как сообщил Игорь Павенский, в первой половине 2019 года будут осуществляться перевозки урожая текущего года, а затем – нового урожая, который ожидается довольно приличным: от 120 до 130 млн тонн. Поскольку произошло некоторое снижение валового сбора в сезоне-2018/19 (он всё же является третьим по величине за предыдущие годы), экспорт в целом в 2018/19 году снизится до 41 млн тонн.
«Снижение будет касаться и перевозок железнодорожным транспортом. С июля 2018 года по июнь 2019 года экспортные железнодорожные перевозки составят около 14,5 млн тонн. Тем не менее это будет второй по величине результат после прошлого рекордного сезона. В прошлые сезоны объёмы экспортных перевозок составляли 10–11 млн тонн», – пояснил господин Павенский.
По его словам, состояние озимых площадей повсеместно оценивается как хорошее.
«И, согласно первым прогнозам, высокая ценовая конъюнктура будет способствовать и росту площадей под яровыми зерновыми. Соответственно, мы можем рассчитывать на то, что урожай как минимум должен быть на уровне 120 млн тонн. Если же повезёт с погодными условиями, то можем достигнуть показателя в 125–130 млн тонн. Есть шанс повторить рекорд 2017 года. Такие результаты будут означать, что железнодорожные перевозки 2019–2020 годов повысятся до 18 млн тонн и, возможно, выше», – объяснил аналитик.
Надежда Проскура
Как рассказал руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский, зерновым сезоном называется период выращивания, сбора и перевозок урожая. Как правило, урожай предыдущего года возят примерно до июля-августа текущего года. То есть урожай, собранный в июле – ноябре 2017 года, экспортируют до июня 2018 года, а по железной дороге даже дольше – до августа.
Валовой сбор в текущем году составил 110,5 млн тонн зерна, сообщил «Гудку» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он несколько ниже прошлогоднего рекорда в 135,4 млн тонн. Однако на протяжении пяти лет в стране объём урожая составляет выше 100 млн тонн, что позволяет обеспечить все внутренние потребности и экспорт зерновых культур. По оценке эксперта, с учётом переходящих запасов можно без рисков для стабильного обеспечения внутреннего рынка экспортировать порядка 42 млн тонн.
По мнению президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, благодаря положительным результатам прошлого сезона на экспорт было направлено 53,5 млн зерна. В сезоне-2018/19 внешние цены продолжают активно расти, особенно на мировом рынке.
«Рост цен позволяет обеспечивать скорость погрузки, которую мы осуществляем. Однако с наступлением зимы темпы падают из-за погодных условий», – рассказал эксперт.
Директор аналитического центра компании «СовЭкон» Андрей Сизов сообщил, что сейчас поставки зерна идут рекордными темпами, обгоняя предыдущие сезоны. Тем не менее в ближайшие месяцы эксперт всё же прогнозирует замедление роста. Это связано с ожидаемым сокращением предложений.
«По пшенице прогноз на год – 70,8 млн тонн, а в прошлом году было 85,9 млн тонн. У нас по всей стране серьёзное сокращение выращивания зерна по сравнению с прошлым годом. Исключением можно назвать Сибирь, где оно не столь существенное», – резюмировал аналитик.
Игорь Павенский рассказал, что экспортные перевозки зерновых культур по железной дороге в сельскохозяйственном сезоне 2017/18 года составили 19,2 млн тонн. Это является результатом рекордного экспорта и сбора зерна в целом, который был в 2018 году. Довольно активный вывоз сохранялся в первой половине сезона-2018/19, несмотря на то что валовой сбор урожая в 2018 году снизился.
«В России в последнее время (особенно в 2017 году) валовой сбор урожая вырос практически везде, но в особенности это касается Поволжья и Центрального Черноземья. Именно поэтому и увеличились поставки по железной дороге. Что выращивается на юге страны, затем перевозится в значительной части на автотранспорте, поскольку расстояния небольшие. А на длинные расстояния (из центра, Поволжья, Урала, Сибири), как правило, перевозки осуществляют по железной дороге. В принципе, подобные тенденции будут наблюдаться и в перспективе, потому что на юге потенциал по наращиванию площадей практически исчерпан, а увеличить урожайность существенно невозможно, так как она уже и так находится на высоких уровнях. В то же время в Центральном Черноземье, Поволжье, а также в восточных регионах есть куда расти с точки зрения урожайности. Поэтому такая ситуация в перспективе будет вызывать ещё больший спрос на железнодорожные перевозки», – отмечает господин Павенский.
По словам Александра Корбута, для агропромышленников сельскохозяйственный год прошёл только наполовину. Однако очевидно, что в сезоне 2019/20 года по мере продаж и сокращения предложения зерна цены будут расти. Эксперт предположил, что никаких катастрофических скачков не произойдёт.
«Сейчас мы уже отгрузили на экспорт почти 25 млн тонн, в декабре добавим ещё, но, полагаю, суммарный экспорт не превысит 30 млн тонн на начало нового календарного года. Так что до нового сезона, скорее всего, мы ещё экспортируем 8–10 млн тонн и с этими показателями вступим в новый сезон», – резюмировал эксперт.
По мнению Андрея Сизова, на следующий сезон ожидаются более высокие цены на экспорт зерна, чем сейчас, поскольку в начале 2019 года (январь-февраль) ожидается резкое падение зерновых перевозок.
«Говорить о следующем сельскохозяйственном сезоне пока слишком рано, всё будет зависеть от размеров урожая. Я думаю, при погодных условиях, близких к средним, мы увидим темпы экспорта, сопоставимые с текущим сезоном либо несколько выше», – подытожил аналитик.
Экспортные цены на зерновые культуры в этом году существенно выше, чем в предыдущем. Сейчас они на уровне $220–225 FOB (от англ. free of board – «свободно на борту», франко-борт обозначает цену, когда экспортёр несёт все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт судна либо на другие транспортные средства, а также по его страхованию до завершения погрузки) за мукомольную пшеницу (12,5% протеин) – это ключевая позиция в российском экспорте зерна. Год назад экспортная цена FOB (за одну тонну) составляла $190–195.
«По нашей оценке, есть вероятность, что цены ещё возрастут в первом полугодии до уровня $235–245. Это связано с тем, что в большинстве стран-экспортёров сейчас происходит снижение урожая и его экспорта. В основном причиной этого являются неблагоприятные погодные условия: в Западной и Восточной Европе, в Австралии. Впервые за 6 лет мировые запасы пшеницы из-за снижения производства на фоне стабильного потребления снизятся. Именно по этой причине отмечается рост цен. Схожим образом обстоит ситуация и с ячменём, который впервые на протяжении длительного времени стоит существенно дороже пшеницы – порядка $240. Его производство ещё больше снизилось, а спрос остаётся высоким, что стимулирует рост цен», – резюмировал Игорь Павенский.
Аркадий Злочевский также считает, что многое будет зависеть от весеннего сева. Каждый год ситуация с объёмами зерновых меняется, поэтому вряд ли итоговый урожай будет соответствовать прошлогоднему. Однако президент РЗС отметил, что зимний сев прошёл успешно и составил 17,6 млн гектаров, что почти на 500 тыс. гектаров больше, чем в предыдущем году.
Как сообщил Игорь Павенский, в первой половине 2019 года будут осуществляться перевозки урожая текущего года, а затем – нового урожая, который ожидается довольно приличным: от 120 до 130 млн тонн. Поскольку произошло некоторое снижение валового сбора в сезоне-2018/19 (он всё же является третьим по величине за предыдущие годы), экспорт в целом в 2018/19 году снизится до 41 млн тонн.
«Снижение будет касаться и перевозок железнодорожным транспортом. С июля 2018 года по июнь 2019 года экспортные железнодорожные перевозки составят около 14,5 млн тонн. Тем не менее это будет второй по величине результат после прошлого рекордного сезона. В прошлые сезоны объёмы экспортных перевозок составляли 10–11 млн тонн», – пояснил господин Павенский.
По его словам, состояние озимых площадей повсеместно оценивается как хорошее.
«И, согласно первым прогнозам, высокая ценовая конъюнктура будет способствовать и росту площадей под яровыми зерновыми. Соответственно, мы можем рассчитывать на то, что урожай как минимум должен быть на уровне 120 млн тонн. Если же повезёт с погодными условиями, то можем достигнуть показателя в 125–130 млн тонн. Есть шанс повторить рекорд 2017 года. Такие результаты будут означать, что железнодорожные перевозки 2019–2020 годов повысятся до 18 млн тонн и, возможно, выше», – объяснил аналитик.
Надежда Проскура