Версия для печати

Рост экспорта подсолнечного масла из РФ актуализировал проект наливного терминала ОЗК - эксперты

Дата новости: 05/06/2014

Растущий потенциал России по производству и переработке подсолнечника, а также по экспорту подсолнечного масла сделал актуальным проект «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) по строительству на территории группы НМТП терминального комплекса для перевалки, хранения и приемки растительных масел, прежде всего подсолнечного. К такому выводу пришли участники организованного ОЗК «круглого стола», который состоялся в рамках XV Международного зернового раунда в Геленджике в четверг.

Согласно прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), сбор подсолнечника в 2020 году в РФ может достичь почти 12,6 млн тонн против 10,6 млн тонн в прошлом году, мощности по его переработке вырастут до 16 млн тонн в год против 12,85 млн тонн в 2013 году и 14 млн тонн в этом году.

В настоящее время ряд ведущих игроков этого рынка реализуют проекты, которые позволят существенного увеличить производство подсолнечного масла в стране.
Так, Нижегородский масложировой комбинат планирует в этом году ввести в Оренбургской области (г. Сорочинск) маслоэкстракционный завод, холдинг «Солнечные продукты» увеличит перерабатывающие мощности в Саратовской области, компания Cargill — в Волгоградской области.

В результате при относительном стабильном внутреннем потреблении экспорт подсолнечного масла к 2020 году может увеличиться до 2,336 млн тонн против 965 тыс. тонн в прошлом году и 1,7 млн тонн в этом году. Наиболее крупными экспортерами, по данным ИКАР, являются компании «Юг Руси» (231 тыс. тонн в этом сельхозгоду), «Астон» и «Эфко» (по 172 тыс. тонн). На их долю приходится до 60% экспортных поставок.

Большая часть российского масла поступает в Турцию и Египет (60% поставок). Кроме того, масло из РФ покупают Узбекистан, Киргизия, Италия, Нидерланды, Испания и некоторые другие страны.

Но, как заявил на заседании вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, такие крупные регионы, как страны Юго-Восточной Азии, пока остаются недостижимыми для российских поставщиков. «Специфика российского экспорта в том, что мы отправляем его маломерными судами и на близкое „плечо“, а этот рынок достаточно тесен», — сказал он.

В настоящее время большая часть масла отправляется через терминал в Тамани. Но проблема в том, что к нему нет железной дороги и, как было заявлено в ходе «круглого стола», в ближайшее время она не появится. В то же время ввод железнодорожного парка «Б» в НМТП существенно расширит пропускную способность порта.

Участники «круглого стола», в числе которых были представители крупных переработчиков подсолнечника, поддержали планы по строительству нового маслоналивного терминала. При этом не была исключена возможность создания для его реализации специального консорциума.

Как заявил врио генерального директора ОЗК Арам Гукасян, проект реальный, «под него есть деньги» и компания намерена его реализовать. Однако конкретные параметры и объем инвестиций ОЗК планирует определить в ходе дальнейших консультаций с экспортерами.

Как сообщалось ранее, трехстороннее соглашение между ОЗК, ОАО «НЗТ» и ОАО «НМТП» (MOEX: NMTP) о строительстве маслоналивного терминала было заключено в начале 2013 года. Предполагаемые мощности — до 2 млн тонн в год, объем инвестиций — 1,5 млрд рублей.

ИА «Интерфакс»

Вернуться к списку новостей