Прекращение рейдовой перевалки в Керченском заливе замедлит экспорт зерна из РФ
Прекращение рейдовой перевалки зерна в нейтральных водах Керченского залива замедлит экспорт российского зерна, особенно в начале нового сезона, считают эксперты зернового рынка, опрошенные "Интерфаксом".
Они прокомментировали сообщение компании "Глогос проект" о том, что из-за усиления проверок технического состояния судов "река-море" со стороны портовых служб контроля мелководных портов Азовского моря практически остановилась рейдовая перевалка зерна. Проверки судов усилились после того, как в апреле этого года во время шторма затонул сухогруз "Герои Арсенала", поставлявший зерно в Турцию.
"Эта проблема приведет к замедлению темпов экспорта, но насколько - трудно сказать", - заявил генеральный директор центра "ПроЗерно" Владимир Петриченко.
По его словам, многое будет зависеть от "плеча экспорта" - будет ли оно длинным, ориентированным, к примеру, на Египет, или коротким - на Турцию. В этом сельхозгоду (июль 2016-июнь 2017 гг.) самым крупным покупателем российского зерна стал Египет, куда до 1 июля этого года будет поставлено 7 млн тонн.
"В начале нового сельхозгода - в июле-сентябре - экспорт может замедлиться, так как порт Кавказ не сможет "переварить" перевалку, которая перенаправляется из Керченского пролива", - заявил директор департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский.
Но через некоторое время рынок адаптируется к этим условиям и рейдовая перевалка в Керчи перераспределится между портом Кавказ и "глубокой водой", считает он.
По данным И.Павенского, всего по "малой воде" на экспорт отправляется около 14 млн тонн зерна в год, из которых 7 млн тонн приходится на рейдовую перевалку: 4 млн тонн - на Керческий залив, 3 млн тонн - на порт Кавказ. "Кавказ сможет взять не более 30% от керченских объемов, остальной пойдет на глубоководные порты", - прогнозирует эксперт.
В этих условиях, считает он, повысится не только конкурентоспособность глубоководных терминалов, но и поставка зерна по железной дороге. "К мелководным портам зерно доставляется в основном автомобилями, к глубоководным - по железной дороге", - пояснил он.
При этом И.Павенский не исключил роста ставок на рейдовую перевалку и фрахт.
С этим согласен и вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, который считает, что фактическое прекращение рейдовой перевалки в Керченском заливе негативно повлияет и на объемы отгружаемого зерна, и на стоимость фрахта. "Рейдовая перевалка давала дополнительную возможность грузить зерно из малых портов Азово-Черноморского бассейна и формировать на рейде большие партии, теперь эта перевалка может уйти в территориальные воды других стран, в частности Украины", - сказал он.
Как заявил А.Корбут, все происходящее "дает ощущение того, что запускается механизм передела рынка перевалки зерна".
Против рейдовой перевалки в свое время выступила "Объединенная зерновая компания" (ОЗК), владеющая контрольным пакетом акций "Новороссийского комбината хлебопродуктов", одного из ведущих перевалочных комплексов страны.
Как писала в июне прошлого года газета "Коммерсантъ", ОЗК обратилась к вице-премьеру и председателю Морской коллегии при правительстве РФ Дмитрию Рогозину с просьбой вынести на совместное обсуждение вопрос рейдовой перевалки зерна в водах Керченского пролива.
ОЗК поясняла, что в акватории сложилась "незаконная схема экспорта". Согласно ей, речные баржи и суда класса "река-море" (водоизмещением до 5-6 тыс. тонн) забирают груз в портах Азовского моря (Ростов-на-Дону, Азов, Ейск и др.), где зерно оформляется якобы для прямого экспорта в порт назначения - к примеру, в Турцию. При этом на самом деле груз доставляется в нейтральные воды, где смешивается с зерном из других малых судов в судне-накопителе, вмещающем от 20 тыс. тонн.
Как отмечалось в письме, эта "незаконная схема" несет "риски и прямые убытки" для России.
По данным Минсельхоза, Россия с 1 июля 2016 года по 11 июня 2017 года экспортировала 34,312 млн тонн зерна, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого сельхозгода. Таким образом, экспорт превысил нижнюю планку прогноза ведомства по экспорту зерна за весь текущий сельхозгод (июль 2016-июнь 2017 гг.). Прогноз составляет 34-35 млн тонн.
Служба финансово-экономической информации ИА "Интерфакс"