Версия для печати

По итогам прошлого года морские порты Юга продемонстрировали невысокую совокупную динамику

Дата новости: 28/05/2012

По итогам прошлого года морские порты Юга продемонстрировали невысокую совокупную динамику — сказались последствия зернового эмбарго, сокращение экспорта нефти и металлов. В значительной степени это обусловлено показателями деятельности Новороссийского порта. В то же время в регионе сформировалась группа динамично растущих операторов, которые захватывают лидирующие позиции в небольших портах.

По итогам прошлого года морские порты Юга продемонстрировали невысокую совокупную динамику — сказались последствия зернового эмбарго, сокращение экспорта нефти и металлов. В значительной степени это обусловлено показателями деятельности Новороссийского порта. В то же время в регионе сформировалась группа динамично растущих операторов, которые захватывают лидирующие позиции в небольших портах.

Согласно данным Ассоциации морских портов России, совокупный грузооборот всех морских портов страны за прошлый год увеличился всего на 1,8% по сравнению с 2010 годом и составил 535,4 млн тонн. Рост грузооборота морских портов Черноморского бассейна не слишком отличался от общей картины, составив 2,1% (172,8 млн тонн). Три порта Каспийского бассейна вообще показали отрицательную динамику грузооборота — снижение составило 3,1% (10,9 млн тонн). В совокупности портам Юга принадлежит 34,3% общего грузооборота портов России, причём почти две трети суммарного южного грузооборота приходится на Новороссийск.

Если же анализировать более длительный промежуток, сравнивая итоги прошлого года с грузооборотом докризисного 2007-го, то хорошо заметно, что многие порты Юга по валовым показателям перевалки фактически остаются на месте, а некоторые их даже существенно ухудшили. Безусловно, наиболее критичным фактором простоя мощностей стало зерновое эмбарго, длившееся с 15 августа 2010 до 1 июня 2011 года. Кроме того, фактически стагнируют объёмы экспорта сырой нефти. Несмотря на хорошие темпы прироста сухих грузов, отрицательная динамика по наливным грузам с учётом их высокой доли в совокупном грузообороте обуславливает общую низкую динамику отрасли — как по России в целом, так и по портам Черноморского бассейна.

В 2010 году объём перевалки наливных грузов в портах Азовского и Чёрного морей сократился на 0,5%, а в 2011 году еще на 2% — до 109,2 млн тонн, что составляет почти 60% их совокупного грузооборота. Так, в Туапсинском порту с 2008 по 2010 год объём экспорта сырой нефти колебался в диапазоне 14,1-14,6 млн тонн в год с тенденцией к снижению; нет устойчивой динамики роста вывоза нефти через Новороссийск и у Каспийского трубопроводного консорциума. Каспийские порты здесь демонстрируют противоположную тенденцию — объём наливных грузов растёт, но из-за малого объёма перевалки их вклад в общую картину невелик.

Гегемон сбавил обороты

Характерный пример того, как запрет на зерновой экспорт повлиял на загрузку портов, — грузооборот новороссийских активов Группы НМТП, который в кризисном 2009 году продолжал расти, но затем два года подряд снижался. В итоге с 2007 по 2011 годы совокупная динамика роста перевалки по пяти предприятиям группы составила символические 2,9% (а у ключевого ОАО «НМТП» с 2007 по 2011 годы грузооборот вообще снизился с 67,1 до 65,8 млн тонн). В 2010 году объём перевалки зерна в Новороссийске сократился с 9,07 до 5,76 млн тонн (в совокупности по ОАО «НМТП» и ОАО «Новороссийский зерновой терминал»), что составило больше половины общего снижения грузооборота новороссийских активов Группы НМТП. Кроме того, ОАО «НМТП» почти на 2,4 млн тонн сократило перевалку нефти, на 1 млн тонн — чёрных металлов и чугуна; ОАО «ИПП» на 1 млн тонн сократило перевалку дизельного топлива. В 2011 году Новороссийск отгрузил те же 5,8 млн тонн зерна, по генеральным грузам (включая металлы и лес) падение составило 1,6 млн тонн. Вместе с тем резко вырос оборот контейнеров: с 2009 по 2011 годы ОАО «Новорослесэкспорт» нарастило перевалку этого перспективного груза с 0,796 до 2,532 млн тонн, что стало существенным противовесом для падающих объёмов по другим статьям. Тем не менее, в 2010–2011 годах пять новороссийских предприятий Группы НМТП не смогли превысить рекордный грузооборот 2009 года. По результатам текущего года порту вполне по силам превзойти этот показатель, в том числе за счёт роста экспорта зерна, — в марте пресс-служба Группы НМТП заявила о планах ОАО «Новороссийский зерновой терминал» увеличить перевалку зерна в 1,8 раза, до 6 млн тонн (с учётом транзитной казахской пшеницы).

Тем не менее, даже при отрицательной динамике совокупного грузооборота за пятилетний период ОАО «НМТП» в 2011 году заработало почти в полтора раза больше, чем в 2007-м — в прошлом году выручка компании, по данным СПАРК, составила 9,858 млрд рублей, что сопоставимо с 2010 годом, хотя пиковым по выручке стал опять же 2009 год (см. таблицу 2). Главный оператор второго по объёму грузооборота южного порта, ОАО «Туапсинский морской торговый порт», несмотря на практически неизменные валовые показатели, с 2007 по 2010 год увеличил выручку почти на треть.

Новые точки роста

Вместе с тем ряд небольших портов Юга за последние годы сделали значительный рывок, хотя их доля в совокупном грузообороте по-прежнему невелика. Доминирование Новороссийска на рынке сохранится как минимум до тех пор, пока не будут введены в эксплуатацию проектируемые сегодня мощности порта Тамань, где к 2020 году запланирована перевалка 66 млн тонн грузов. Тем не менее, прошлогоднее открытие в Тамани первой очереди зернового терминала мощностью 5 млн тонн уже продемонстрировало потенциал порта — за счёт перевалки зерна порт в прошлом году нарастил грузооборот в 6 раз и должен показывать высокие темпы роста и в дальнейшем. На втором месте по показателям долгосрочной динамики — порт Сочи, увеличивший грузооборот благодаря введению «олимпийских» мощностей в Имеретинской бухте. В порту Темрюк значительная доля перевалки в последние пару лет приходится на новый угольный терминал группы «Мечел»; в прошлом году был заявлен проект его расширения с 2 до 3,27 млн тонн в год.

Отдельно следует отметить нескольких стивидорных операторов, которые в последние годы демонстрировали высокие темпы роста в тех портах, где совокупный объём перевалки увеличился несущественно либо вовсе сокращался. Общее количество операторов в этих портах за последние годы практически не изменилось, но доля определённых компаний в их грузообороте постоянно росла — следующим логичным шагом должно стать присоединение более мелких активов и дальнейшая консолидация отрасли.

В порту Таганрога наиболее высокую динамику демонстрирует ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», входящее в группу «Валары». В 2007 году эта компания, которой принадлежат зерновой и мазутный терминал Таганрогского порта, обрабатывала четверть общего объёма его грузов, по итогам прошлого года — уже половину. Компания «Югнефтехимтранзит», в 2008 году запустившая в порту Кавказ терминал по хранению и перегрузке жидких химических грузов, сразу увеличила объёмы перевалки втрое, так что сегодня на неё приходится 40% грузооборота порта. В комплексе портовых активов Ростова-на-Дону всё большее место занимает Ростовский универсальный порт, входящий в группу компаний «Азово-Донское пароходство», — согласно планам группы, к 2015 году этот комплекс должен переваливать примерно 16 млн тонн грузов в год, то есть на порядок больше, чем сегодня. Наконец, в Астрахани, где объёмы перевалки по сравнению с 2007 годом существенно снизились, заметен прогресс грузовой компании «Армада», которую контролирует магнитогорский металлотрейдер ЗАО «Профит». На долю этого оператора сейчас приходится больше четверти совокупного грузооборота Астраханского порта.

Динамика выручки перечисленных компаний идёт в ногу с ростом их грузооборота — с 2007 по 2010 годы Таганрогский судоремонтный завод увеличил объём реализации вдвое, «Армада» — в 2,5 раза, Ростовский универсальный порт — втрое, «Югнефтехимтранзит» — почти в 5 раз. Такие темпы роста демонстрируют высокую привлекательность южных портовых активов для инвесторов, что и подтвердили прошлогодние аукционы по продаже 25,5-процентных госпакетов портов Азова, Ростова, Волгограда, Ейска и Туапсе.

Николай Проценко, «Эксперт Юг» №21 (210)

http://expert.ru/south/2012/21/portyi-rastut-mestami/

Вернуться к списку новостей