Минтранс представил позицию по запрету "продленных" вагонов, решение за правительством
Министерство транспорта РФ представило свои соображения по поводу идеи о полном запрете на эксплуатацию в РФ грузовых вагонов, срок службы которых продлен после 1 января 2016 года, решить вопрос, по мнению ведомства, должен кабинет министров.
"Мысли (по этому поводу - ИФ) доложены в правительстве. Окончательное решение за правительством", - заявил "Интерфаксу" замглавы Минтранса Сергей Аристов во вторник в Москве. Комментировать позицию ведомства он, однако, отказался.
Как сообщалось ранее, запретить эксплуатацию в России грузовых вагонов, срок службы которых продлен с 1 января, председатель наблюдательного совета Объединение вагоностроителей (ОВС), генеральный директор "Уралвагонзавода" (MOEX: UVZD) (УВЗ) Олег Сиенко попросил президента РФ Владимира Путина. Просьба, изложенная в письме О.Сиенко, касается подвижного состава "в груженом состоянии на путях общего пользования РФ". "Дальнейшая эксплуатация таких вагонов с обязательным проведением модернизации и назначением нового срока службы может осуществляться исключительно на инфраструктуре промышленных предприятий", - говорится в документе.
Такая постановка вопроса фактически ставит крест на действующем порядке продления срока службы вагонов, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза. Именно тогда российские власти запретили продлять срок эксплуатации подвижного состава без его модернизации и повторной сертификации, хотя еще не полностью была готова нормативная база, сертификационные органы и мощности ремонтных предприятий.
О предложениях, переданных О.Сиенко В.Путину, стало известно в конце ноября, когда в Нижнем Тагиле, где расположен УВЗ, состоялось закрытое совещание. Источники "Интерфакса" на рынке транспортного машиностроения и ж/д перевозок тогда говорили о фактическом запрете продлять срок службы грузовых вагонов в России. Глава государства поручил рассмотреть вопрос А.Дворковичу, который провел совещание по этому поводу, отмечали собеседники агентства.
Именно в такой постановке вопроса в минувшую пятницу тему комментировал и глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Отвечая на вопрос о целесообразности введения такого запрета, чиновник заявил: "Конечно, да. По грузовым вагонам - особенно". "У нас переизбыток в сети этой продукции с истекшим сроком эксплуатации. По мере списания будет высвобождаться возможность для поступления новой продукции", - пояснил он.
В понедельник А.Дворкович допустил возможность введения такого запрета. "Достаточно реалистично", - заявил он, отвечая на вопрос, насколько вероятна такая мера. "Президент (В.Путин - ИФ) дал указание проработать этот вопрос", - пояснил вице-премьер. "А в чем сомнение - по универсальным вагонам?", - задал он риторический вопрос и сообщил: "Сейчас готовится решение".
В понедельник же тему прокомментировал и первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. "В целом мы всегда за то, что парк (вагонов - ИФ) нужно обновлять. Главное, чтобы это не привело к росту стоимости услуг по перевозке в целом. Важно, чтобы это было сделано системно, не разово, не привело к росту цен для грузоотправителей", - сказал он "Интерфаксу".
Правда, представитель "Первой грузовой" заявлял "Ведомостям", что компания ожидает обратного эффекта от предлагаемого запрета. "Большое количество вагонов будет выведено из эксплуатации, возникнет дефицит. Спрос на продукцию вагоностроителейне увеличится, а увеличится только стоимость перевозки, так как при нынешних ставках вагон не окупается", - говорил он. По приведенным газетой данным, из 516,3 тыс. полувагонов 19,1% эксплуатируется с просроченным сроком службы. Больше всего их в парке АО "Федеральная грузовая компания" ("дочка" ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD), 25,4 тыс. из 96,8 тыс.), ПГК (32,1 тыс. из 84,9 тыс.) и "Нефтетранссервиса" (12,1 тыс. из 31 тыс.).
В письме В.Путину, согласно тексту документа, О.Сиенко обосновывает просьбу ОВС падающими объемами производства вагоностроителей. В январе-октябре 2015 г. все предприятия отрасли в РФ суммарно выпустили 20,7 тыс. грузовых вагонов, что на 57% меньше показателя за тот же период 2014 г., причем падение наблюдается уже третий год подряд, отмечает топ-менеджер. Практически весь изготовленный подвижной состав отправляется транспортным "дочкам" заводов или на экспорт.
В "Объединение вагоностроителей" входит ряд крупных производителей подвижного состава и комплектующих, в том числе предприятия корпорации УВЗ, группы RM Rail Олега Дерипаски, "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH), "Объединенной вагоннойкомпании", ОАО "Алтайвагон" (MOEX: ALVG), "Рейлтрансхолдинг".
ИА "Интерфакс"