Версия для печати

Погрузка на РЖД: холодный месяц май

Дата новости: 02/06/2022

В мае текущего года перевозки на сети ОАО «РЖД» вновь ушли вниз: было погружено 104,6 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Основная причина – та же, что и в апреле: слом логистики на экспортных направлениях и позднее перезаключение договоров.

Как отметил один из респондентов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, пересматривались объемы закупок в связи со сложившейся курсовой разницей между рублем и долларом, условия проведения оплаты через банковские системы.
В том числе в национальных валютах. При этом банкам требовалось отладить выполнение технических операций в новых условиях.
Кроме того, в ряде случаев в морских портах пришлось искать другой тоннажа на замену выбывшего с линий на РФ из-за санкций и проведения военной операции на Украине. Соответственно перезаключались договоры с судовладельцами и по условиям фрахта. В меньшей степени данное обстоятельство затронуло морские перевозки на Дальнем Востоке. В значительной степени – Южный бассейн и Балтийское море.
Тенденции определились
«Некоторые тенденции уже состоялись. Мы наблюдаем с марта рост внутрироссийских перевозок. Снизились перевозки на Северо-Западе. Но экспортеры ищут новые направления. По максимуму загружается восточное направление неугольными грузами. В частности, отмечен рост около +20% по черным металлам, +16% – минудобрений. Увеличились контейнерные перевозки на восток», – прокомментировал итоги мая заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.
Итак, события оказались вполне ожидаемыми – в связи с падением экспорта через российские морские порты на Балтике. Остается добавить, что восточное направление было настолько востребованным, что не все клиенты смогли отправить в эту сторону стороны свои грузы.
В частности, в Китае был востребован российский уголь, но, как известно, здесь он был поставлен последним в очереди. А в ней не хватало мощностей для пропуска даже всех заявленных партий высокофрахтовых грузов.
Что-то пошло не так…
В минус ушло большинство стратегических для РЖД номенклатур. Заметно уменьшились объемы погрузки угля – до 29,2, что, по предварительным данным, на 8% меньше, чем было в мае прошлого года.
Прогноз аналитиков SberCIB по поводу отказа Европы от российского угля указывает на то, что часть грузопотоков, которые ранее отправляли в Европу, уйдет в Азию. Но уже очевидно, что не в полном объеме, поскольку перенаправить на Восточный полигон уголь не удастся из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона.
В связи с этим угольщикам приходится искать другие варианты отправок в Китай. Один из них – использовать российские морские порты на Северо-Западе для отправки угля балкерами в другие страны. Прежде всего в Китай.
Правда, на этот маршрут уголь направят только при условии сохранения высоких мировых цен на уголь. Слишком высокими являются ставки морского фрахта. Да еще и требуется подтянуть на Балтику дополнительные балкеры.
Напомним, что возможности Мурманска в этом плане ограничены пропускной способностью РЖД. А в Лавне уже планируют строить не угольный, а универсальный терминал, поскольку санкции изменили мировую конъюнктуру. Так что и на этом направлении углю, похоже, придется конкурировать на путях ОЖД с другими грузами, в том числе высокофрахтовыми. Впрочем, у угольщиков остаются надежды на то, что уголь удастся вывезти через Балтику и в некоторые другие страны. Скажем, в Африку. Но это вопрос перспективы, поскольку пока подобная логистика малопонятна – как по организации поставок, так и по уровню рентабельности.
Безусловно, отмена экспортных скидок на фоне индексации тарифа РЖД будет способствовать снижению объемов его экспорта. Потому что куда ни кинь – то не проехать, то дорого.
Однако, как сообщил источник в угольной отрасли, пока мировые цены на уголь держатся высокими, угольщики могут продержаться и при падении экспортной погрузки по РЖД. По прогнозам, благоприятная ситуация в этом плане может сохраниться в течение лета, поскольку многие страны будут запасаться углем заранее.
По коксу – падение, аналогичное по динамике с углем.
Пока санкции не наносят критичного ущерба российскому угольному бизнесу, предполагают эксперты. Поэтому для него сейчас первоочередная задача – перестроить логистику к тому моменту, когда мировые цены начнут снижаться. Тогда придется искать способы сохранить те объемы, которые сможет пропустить на экспорт новая конфигурация цепей поставок. Критическим периодом в таком случае эксперты называют время ближе к концу текущего года.
Нефть не греет
Погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД в мае снизилась не столь значительно – до 17,7 млн т (около -2%). В основном снижение – за счет экспорта. Например, в ЕС поставлялось на 700–800 тыс. бар./сут.
«Экспорт бензина из страны снизился более чем на 10%», – отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Если раньше в рамках производственной цепочки основная прибыль приходилась на добычу, то сейчас АЗС становятся одним из ключевых сегментов, в котором генерируется прибыль. Сложности с поставками на экспорт заставляют компании разворачивать объемы на внутренний рынок», – сказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Для поддержания стабильной ситуации на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива в условиях сезонного повышенного спроса правительство обязало нефтяников продавать больше топлива на биржевых торгах. Соответствующее постановление подписал премьер РФ Михаил Мишустин. «Изменения касаются автомобильного бензина и дизельного топлива. Минимальная доля продажи бензина на бирже увеличена с нынешних 11 до 12% от общего объема производства. В отношении дизеля – с 7,5 до 8,5%», – указано в сообщении правительства.
Соответственно изменилась и структура железнодорожных перевозок данной номенклатуры. Оптовые партии внутри РФ в большем объеме повезли трейдеры именно по железной дороге. В этом сегменте – рост по нефтяным грузам на 4,2%.
По другим группам нефтепродуктов ситуация в мае в целом мало изменилась по сравнению с апрелем. Снижение динамики нефтегрузов на РЖД ожидалось в большем объеме, чем оказалось по факту. Как считают аналитики агентства Bloomberg, российские компании нашли новый способ транспортировки российской нефти. Китай сначала загружает российскую нефть на небольшие танкеры, которые затем перекачивают ее на супертанкер. По мнению эксперта, китайские перевозчики делают это, чтобы избежать затрат на дополнительное страхование за риск захода в российский порт. 
По данным Bloomberg, в мае Китай притянул к себе почти все отгрузки российской нефти дальневосточной марки ESPO, в том числе из-за отказов других импортеров от российского сырья. По сведениям Kpler, в Китае резко увеличили фрахт танкеров для закупок российской нефти. И Азия впервые стала крупнейшим покупателем нефти из РФ. Рекорды побили и поставки углеводородов в Индию, которые шли через южные терминалы РФ. Соответственно это поддержало железнодорожную погрузку.
Правда, предупреждают аналитики, данный тренд пока еще рано называть тенденцией: Китай и Индия берут российскую нефть с 30%-ной скидкой и заполняют свои хранилища, после заполнения которых на споте может наступить похолодание. И это негативно отразится на погрузке РЖД.
Закалка для стали
В группе ГМК отрицательная динамика погрузки на сети РЖД зафиксирована по всем позициям, кроме лома. Железной и марганцевой руды отправлено 10,1 млн т (-4,6%), черных металлов – 5,7 млн т (-4,4%), промышленного сырья и формовочных материалов – 2,7 млн т (-13%). И только лома отправлено на 5% больше, чем за май прошлого года.
Как видим, металлурги не зря просили господдержки. В частности, ассоциация «Русская сталь» заявила об угрозе убытков при укреплении рубля и высоких налогах. В отрасли хотят отмены акциза на жидкую сталь и повышенного НДПИ на железную руду и коксующийся уголь.
На фоне западных санкций многие российские металлурги были вынуждены перенаправить поставки в Китай и другие азиатские страны. Однако там, как и угольщикам, и нефтяникам, металлургам приходится продавать свою продукцию с дисконтом, а в некоторых случаях – ниже себестоимости (в том числе из-за высоких транспортных издержек).
После повышения тарифа РЖД, как ожидается, железнодорожная погрузка на экспорт снова окажется на ниспадающей траектории. Уровень падения будет лишь частично скомпенсирован некоторым увеличением потребления стали и металлоизделий на внутреннем рынке РФ. При этом сейчас многие предприятия работают на грани рентабельности.
Аграрная просадка
Несмотря на запреты, в мае зерно вывозили на экспорт в том же объеме, что и в аналогичном месяце 2021 года. Понятно, что это и обеспечило указанный результат.
Вывоз зерна по железной дороге практикуется через дружественные РФ страны. Как и куда оно поступает, трейдеры не афишируют. Но загрузку РЖД обеспечивают на уровне, который оказался выше прогнозируемого. В основном за счет внутренних перевозок зерна (+27,8%).
Санкции также отрицательно повлияли на экспорт минудобрений. Правда, на внутреннем рынке выручили аграрии. Несмотря на то, что внутренние цены на минудобрения ощутимо выросли, они закупили дополнительные объемы. И на РЖД внутренние перевозки минудобрений увеличились на четверть.
Однако пике по экспорту из-за санкций вывело суммарную погрузку на сети в минус – почти 11%. Ранее такого глубокого падения не отмечалось. Погружено в итоге всего 5 млн т.
Тормозная стройка
Лесные грузы в мае тоже ушли в минус. И здесь внутреннее потребление, обеспечившее прибавку железнодорожным перевозкам на 10,1%, не смогло компенсировать падение по экспорту. В итоге перевозки составили 2,9 млн т, что на 10% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Хуже, чем ожидалось, выглядела в мае стройка: погрузка цемента снизилась на 10%, а инертных материалов – почти на 1%. И это несмотря на то, что было анонсировано активное строительство и ремонт автодорог в РФ.
Данное решение поддержало железнодорожную погрузку лишь отчасти. Но перевозки балласта в последние месяцы для нужд РЖД шли ни шатко, ни валко. Хотя вроде бы и были объявлено о реализации ряда инфраструктурных проектов на сети.
Но вот что странно: ни дополнительных объемов щебенки, ни новых рельсов под них пока не просматривается. Между тем наступила пора интенсификации открытия ремонтных окон.
Ранее такая пауза случалась, когда на сети ощущали сильное падение динамики падения погрузки и создавали за счет сдерживания темпов капремонта дополнительные возможности для пропуска грузопотоков – в том числе отправленных мелкими партиями. Иными словами, таким способом улучшали сводный результат месячной погрузки в особо тяжкий для РЖД период.
Прогнозы неутешительные
«По июню ожидается сохранение примерно таких же тенденций, как в мае», – вынужден был признать А. Шило.
Это значит, что первый месяц лета сложится не лучше, чем конец весны. А возможно, сводный результат будет и хуже.
Во-первых, погрузка в начале мая шла во многом по инерции. Клиенты вывозили то, что не успели отправить в апреле.
Во-вторых, июнь – не слишком активный у отправителей месяц.
В-третьих, слишком уж большие надежды перевозчик возлагает на прибавку на внутренних маршрутах. Да только в целом, по данным холдинга, в мае погрузка на сети в указанном сегменте выросла всего на 0,2%.
В-четвертых, негативную роль будет играть повышение тарифа РЖД на фоне снижения ставок на автомобильном транспорте.
На практике же получается, что подъем в РЖД может подтолкнуть только погрузка на восток. Но пока там сейчас действует жесткий логконтроль в рамках временных правил приема грузов на лимитирующие направления, введенных с 15 марта 2022 года.
Правда, стоит заметить, что грузооборот в мае текущего года практически остался на прошлогоднем уровне. Он снизился всего на 0,4% – до 226,8 млрд тарифных т-км. А это значит, что доходы перевозчика, несмотря на снижение погрузки, остаются достаточно стабильными.
Автор:Александр Солнцев

Источник: РЖД-Партнер
Вернуться к списку новостей