Версия для печати

Железные дороги укатали правительство

Дата новости: 07/12/2016

По итогам совещания 2 декабря у Дмитрия Медведева ОАО РЖД получило все тарифные меры, нужные для балансировки финплана на 2017 год. Это индексация тарифа на 4% плюс 2% на капремонт, продление экспортных надбавок на три года и точечные изменения в прейскурант 10-01, в том числе сокращение скидок на дальние перевозки угля. Монополии не удалось добиться обнуления налога на новую инфраструктуру, однако на три года закреплена льготная ставка в 1%. При этом обсуждается возможность переноса недополученных в этом году тарифных доходов на 2017 год, что, по подсчетам аналитиков, эквивалентно дополнительной индексации тарифа в 6,5%.

Вчера появился протокол совещания у Дмитрия Медведева о перспективах развития железнодорожной отрасли 2 декабря (есть у "Ъ"). В нем приняты почти все предложения, внесенные в рамках проекта протокола Минтрансом (см. "Ъ" от 2 декабря). Как анонсировал "Ъ" и вчера подтвердил глава ФАС Игорь Артемьев, ОАО РЖД получит рост тарифа на грузоперевозки на 4% и еще 2% на капремонт. В протоколе оговорено, что 2% (эквивалентны доходу примерно в 24 млрд руб.) даны только на 2017 год и будут исключены из базы индексации на 2018 год.

Параллельно точечно меняется прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД), в том числе будет дополнительная индексация тарифа на перевозку грузов в контейнерах на 4%. Скидки на перевозку угля и руды на дальние расстояния снизятся: раньше уголь возился на расстояния свыше 3,3 и 3,5 тыс. км за 32% и 33,3% от цены, теперь за 40%, а руда на 5 тыс. км — за 11,5% от тарифа, а будет за 50%. Нефтяные грузы будут приравнены ко второму тарифному классу.


ОАО РЖД, вопреки ожиданиям, не удастся обнулить налог на новую инфраструктуру, но компания получит большую скидку. Монополия просила установить 1% от ставки на уже введенные и 0% на новые объекты инфраструктуры. В протоколе говорится, что льготы будут установлены на "среднесрочный период" — 2017-2019 годы, и ставка составит 1% для обеих категорий.

Предельная скидка в рамках тарифного коридора составит 50%, надбавка — 10%, действие последней продлено на 2017-2019 годы. "В протоколе дается прямое поручение изменить сроки действия повышающего коэффициента,— говорит гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.— Такие подходы подрывают доверие к системе долгосрочного регулирования, открывают двери к судебным разбирательствам о юридической чистоте принимаемых решений". По его оценкам, максимально с помощью надбавки ОАО РЖД может получить дополнительные 30 млрд руб. доходов.

Прозвучавшая на совещании идея отказаться от экспортной надбавки в отношении грузов с самой высокой долей тарифа в цене (см. "Ъ" от 5 декабря) в протокол не вошла. Зато было закреплено одно из самых громких предложений — проработать возможность перераспределения недополученной ОАО РЖД в 2016 году тарифной выручки. Минтранс хотел переложить ее на 2017-2019 годы, в протоколе речь идет о 2017 годе. Соответствующий доклад должен быть представлен до 1 марта. Перераспределение должно производиться исходя из установленной на 2016 год эффективной тарифной ставки 7,5%, обеспечивающей доходность грузоперевозок, заложенную в финплан ОАО РЖД. В монополии не говорят, о какой сумме идет речь, но подчеркивают, что принятые решения "позволили сформировать финансовый план ОАО РЖД в 2017 году на безубыточном уровне".

По оценке главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в 2016 году ОАО РЖД недобрало около 53 млрд руб.: из-за ухудшения качества грузовой базы и сокращения в ней доли высокодоходных грузов эффективная доходная ставка выросла примерно на 3% вместо 7,5%. Перераспределение этих объемов на 2017 год с учетом продолжения ухудшения качества грузовой базы эквивалентно дополнительной индексации тарифа не менее чем на 6,5%. Однако, уточняет эксперт, уменьшение скидки на перевозку угля увеличит доходы монополии более чем на 26 млрд. руб., что соответствует увеличению тарифных расходов экспортеров угля более чем на 21%, до 150 млрд. руб. Клиенты исправно платили в течение 2016 года проиндексированный на 9% тариф, добавляет Павел Иванкин, причем и за себя, и за ушедшие грузы, а в итоге выясняется, что монополия недополучила с рынка 6%, и эту разницу снова хотят взыскать с бизнеса.

http://kommersant.ru/doc/3163457

Вернуться к списку новостей