Версия для печати

ФАС хочет ограничить рост ставок доминирующих ж/д операторов параметрами прогноза экономического развития

Дата новости: 18/07/2016

 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ разработала методику определения монопольно высоких и монопольно низких ставок предоставления вагонов для перевозок грузов.

Соответствующий проект опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru.

Методика разработана с учетом российского антимонопольного законодательства и нормативной базы Евразийской экономической комиссии. Ее предлагается использовать в случаях, когда потребуется оценка обоснованности ставок "в условиях доминирующего положения" компаний на рынке, в том числе - "при проведении мониторинга рынка для предупреждения нарушений". Контролировать исполнение приказа в случае его принятия глава ведомства Игорь Артемьев планирует лично.

"Речь идет не о регулировании, а об антимонопольном контроле. Методика применима к любому участнику рынка, занимающему доминирующее положение - в том числе коллективное, при рассмотрении дел по признакам злоупотребления доминирующим положением и при проведении мониторинга на рынках операторов вагонов для предупреждения нарушений антимонопольного законодательства", - сообщил "Интерфаксу" представитель ФАС.

Согласно проекту, монопольно высокими предлагается признавать ставки компаний с доминирующим положением на рынке, если они выше суммы необходимых "для производства и реализации" расходов и прибыли и одновременно выше цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке. Монопольно низкими же ФАС предполагает считать ставки, которые ниже себестоимости содержания подвижного состава и одновременно ниже конкурентных цен.

При этом предметом анализа будет фактическая ставка оперирования и основные условия, влияющие на ее формирование и динамику, а также конкурентная и нормативная ставки. ФАС планирует оценивать состояние конкуренции при отсутствии соответствующего отчета за предшествующий год, определяя грузы, тип подвижного состава и направлений перевозок для расчета ставок оперирования, сопоставлять их с конкурентными или нормативными, а в дальнейшем - вести мониторинг динамики и определяющих ее факторов.

В качестве исходной информации могут использоваться данные государственной статистики, сведения налоговых и других госорганов (в том числе - местного самоуправления), сведения компаний по запросам, данные независимых экспертов и специалистов, информационных центров, объединений потребителей и поставщиков услуг, собственные исследования ведомства, социологические исследования, итоги выборочных опросов и анкетирования компаний, граждан, общественных организаций, обращения физических и юридических лиц.

Сопоставимым планируется признавать рынок с похожими объемом услуг по предоставлению вагонов, составом покупателей и поставщиков услуг, условиями доступа на рынок, государственным регулированием (включая налогообложение и таможенно-тарифные условия). При этом рынки будут рассматриваться как в географических границах, так и за временной интервал. Также сопоставимым планируется считать рынок, на котором предоставляются "взаимозаменяемые услуги, цены на которые могут быть установлены в рамках государственного регулирования".

Ставка на сопоставимом рынке будет признаваться конкурентной при условии, что уровень концентрации низкий или умеренный и меньший, чем на исследуемом рынке предоставления вагонов, а также если исследуемая ставка постоянно была существенно выше (ниже) ставки на сопоставимом рынке в течение всего изучаемого периода.

Исследуемый же сегмент рынка будет определяться с учетом величины транспортной составляющей в цене перевозок, уровня концентрации, объема перевозок грузов по направлениям исходя из статистики, совокупного маржинального дохода (СМД) от услуг по предоставлению вагонов (разницы между доходами ж/д оператора по договорам с грузоотправителями и расходами на порожний пробег вагонов). При этом по изучаемым направлениям перевозок СМД должен обеспечивать не менее 50% всего дохода компании от предоставления.

Исследуемая ставка будет рассчитываться по приведенной в приказе формуле с учетом "вагонной составляющей" и оборота вагона. Ее отличие от конкурентной и нормативной ставок предлагается признавать существенным, если отклонение в большую или меньшую сторону составляет не менее 10%. Такое отличие свидетельствует о монопольно высокой или монопольно низкой ставке оперирования, отмечает ФАС.

Нормативную ставку при этом предполагается определять с учетом затрат на приобретение подвижного состава и источников финансирования капитальных затрат, стоимости заемных средств и страхования имущества, налога на имущество и на добавленную стоимость, срока службы вагонов, действующих преференций для покупателей нового парка. Также будут учитываться периодичность, сроки и стоимость различных видов ремонтов, стоимости технического обслуживания, административно-хозяйственных расходов.

Также в проекте отмечается, что мониторинг исследуемой ставки с 1 января 2018 г. предполагается осуществлять только на основе данных, предоставляемых в ФАС в электронном виде через Единую информационную аналитическую систему. Для различных групп данных устанавливается разная периодичность подачи ведомству - от ежемесячного до полугодового.

"Конкурентная и нормативная величина ставки пересматриваются антимонопольной службой при изменении экономических или технологических условий, но не чаще чем один раз в полугодие. При отсутствии изменений исследуемая ставка в текущем периоде сопоставляется с аналогичным периодом предшествующего года", - говорится в проекте. При этом отклонение исследуемой ставки по отношению к предыдущему периоду не должно превышать параметров макроэкономических ограничений в прогнозе социально-экономического развития РФ. При выявлении монопольно высокой или монопольно низкой ставки будет составляться отчет с предложениями по предупреждению или пресечения нарушения антимонопольного законодательства.

Как сообщалось ранее, минувшей весной ФАС обратилась к крупнейшим российским операторам грузовых вагонов с просьбой информировать ведомство о повышении ставок на предоставление своего подвижного состава под перевозки более чем на 7,5% по сравнению со средним их уровнем за тот же квартал в предыдущем году. Помимо прочего, ведомство попросило операторов отчитываться при любом повышении тарифов и сборов сверх уровня регулируемых государством ставок.

ФАС указывала, что преследует цель не допустить антиконкурентных договоренностей и согласованных действий, минимизировать риски злоупотребления компаниями доминирующим положением в отдельных сегментах рынка, а также предотвратить необоснованный рост ставок.

ИА "Интерфакс"

Вернуться к списку новостей